Сокращение расходов на программу развития образования

28.12.2015
Планируется сокращение расходов на программу по развитию образования в РФ на 9,4%.

Отстранение ректоров-плагиаторов

25.12.2015
Виктор Панин глава Общества защиты прав пользователей образовательных услуг обратился в Минобрнауки с инициативой исполнить проверку на наличие материалов, опубликованных ранее в докторских диссертациях руководств ВУЗов.

ЕГЭ по китайскому языку

22.12.2015
По сообщению Анзора Музаева руководителя ведомства, Рособрнадзор намерен доработать ЕГЭ по китайскому языку и ввести его в список экзаменов с 2017 года.

Пробный ЕГЭ по математике для 10-х классов

19.12.2015
Минобрнауки представило данные о том, что в московских школах будет запущен пробный проект среди учащихся 10-х классов – сдача ЕГЭ по математике основного уровня.

Формирование опорных ВУЗов

16.12.2015
Дмитрий Ливанов глава Минобрнауки России подписал приказ о проведении конкурса среди университетов, планируется на базе которых создание опорных ВУЗов действующих в соответствии с программами становления, разработанными ранее и достойным финансированием.
Образование в Богучарском уезде

Богучарский уезд, удаленный от губернского центра несколько отставал от северных районов губернии в темпах развития образования
Первым известным нам учебным заведением на территории уезда было семинарское училище «до класса пиитики», открытое при монастыре Успения Пресвятой Богородицы (с.Монастырщина) настоятелем Пахомием при поддержке Воронежского епископа Тихона III в 1781 году и просуществовавшее до 1785 года. Выпускало оно средних церковных служителей-дьяконов, обслуживало чисто церковные интересы, сведений о его деятельности сохранилось крайне немного.
Датой начала систематического образования в районе считается 1837 год, когда на Дворянской улице (ныне ул.Шолохова) г.Богучара старушкой-девицей госпожой Вакма открывается первое церковно-приходское училище. Главным направлением его работы считалось воспитание благочестия.
31 января 1846 года первые 22 ученика поступили в 1-й класс Богучарского уездного училища - первого светского учебного заведения района.
На селе школ еще не было. Однако крестьянами необходимость образования, хотя бы умения читать и писать, уже осознавалась очень остро. В 70-е годы XIX века на селе по инициативе крестьян появляются первые частные школы. Так, на хуторе Лиман Красноженовской волости учитель-грамотей неизвестного происхождения платы не получал: родители учеников по очереди, по неделе, кормили его. В с.Каразеево Медовской волости захожий странник Стефан Глумов за меру пшеницы, пирог и 30 копеек с ученика в год учил местных детишек. И хотя преподаватель «имел страсть к вину» читать научил всех учеников. В конце концов эта школа была оформлена как церковно-приходская.
На первом этапе становления образования быстрее развивалась система церковно-приходских школ, так как они были в 7 раз дешевле земских и имели готовые кадры преподавателей в лице священников и членов их семей. Первая сельская школа была открыта в 1871 году в с. Твердохлебовка. Помещение для нее было предоставлено местным помещиком Поповым, а учителем стал Николай Александрович Заринский, проработавший в этой школе 25 лет.
Продолжалось расширение образовательной системы в уездном центре. В 1873 году в Богучаре открылась женская 4-х классная прогимназия с приготовительным классом. Попечителем ее стала В.И.Левченко, а директором - выпускница Московского Александровского института Людмила Николаевна Картамышева. Прогимназия сыграла значительную роль в развитии народного образования района. Мало того, что она являлась своеобразным культурным центром, одна ее библиотека превышала 1333 томов (по состоянию на 1 января 1898г). Прогимназия стала кузницей педагогических кадров для села. В течение 25 - летнего ее существования здесь обучилось 750 учениц, из них 250 окончили полный курс. В 1897 году по отчетам Богучарского уездного земства 30 выпускниц женской прогимназии осталось работать в уезде на должностях учительниц и их помощниц.
В 1872 году Министерством просвещения России было принято решение о реорганизации уездных училищ. Для его воплощения в нашем провинциальном уезде потребовалось 8 лет. В 1880 году уездное училище было преобразовано в городское 3-х классное Александровское училище. Оно было обеспечено высококвалифицированными по тому времени педагогическими кадрами: выпускниками Воронежской духовной семинарии, Московского и Белгородского педагогических институтов. Училище считалось лицом города, его почетным смотрителем был сам городской голова, купец 2-ой гильдии П.М. Куранов. Содержание училища обошлось в 1898 году в 5510 рублей. В библиотеке училища было 4578 томов книги - 1872 названий, плюс 276 учебников. Физкабинет был оснащен 106 приборами. В учебных кабинетах содержались 33 зооэкспоната, коллекция минералов, 35 гербариев, 23 глобусов и карт, 967 моделей для рисования, 154 единицы других наглядных пособий. Училище посещали Воронежские губернаторы Куровский и Коленко. Выпускниками училища были талантливый Воронежский архитектор А.П. Багалдин–Таишев, этнограф и поэт Г.Г.Ткачев, краевед А.Н.Бунин, историк революционного движения и писатель В.Н.Яковлев (Богучаров) и многие другие. В 1913 году в Богучаре открываются мужская гимназия, известная тем, что в ней учился М.Шолохов, ремесленное училище со столярным, слесарным и кузнечным классами. /построено в 1902г., ул. Покровская – ныне ул. Дзержинского./
Гимназии и училища имели почетных смотрителей, фактически являющихся меценатами, таких как купец 2-й гильдии П.М. Куранов, или жена действительного статского советника В.И. Левченко. Только за период с 1880 по 1889 год они внесли в школу 4590 рублей, чего было достаточно для проведения ремонта зданий в течение 19 лет. Учителя в это время на казенной службе получали звание чиновников. Так, директор мужской гимназии Г.А. Новочадов имел титул статского советника, что приравнивалось к воинскому званию генерал-майора.
Довольно разнообразен был и методический арсенал преподавания. В начале урока учитель должен был указать цель урока, значение изучаемого материала, активизировать деятельность учащихся, возбудить любовь к предмету и любопытства учащихся к содержанию объясняемого материала. В ходе объяснения он должен был задавать вопросы развивающего характера, направленные на развитие мышления учеников. Данный метод был присущ урокам географии, истории. В основу физики были положены элементы проблемного обучения: в начале урока показывался опыт, наблюдаемые явления объяснялись, показывались связи между явлениями, затем формулировался закон и выводилась формула, строилась гипотеза и шла теория.
Много времени на уроках математики, истории, географии уделялось организации познавательной деятельности, формировались навыки самостоятельной работы, велся показ приемов деятельности. При изучении литературы ученики должны были самостоятельно сравнивать два произведения. Иногда ученикам в ходе домашнего задания давались вопросы к уроку и план будущего ответа, у указывались и разъяснялись наиболее трудные места.
Уже тогда ставился вопрос о ликвидации домашних заданий. Отдельные педагоги половину урока отводили на разучивание домашнего задания в классе. Большое значение придавалось повторению. Характерной особенность преподавания было тесная связь теоретических знаний и практических заданий.
Однако гимназии и училища продолжали иметь привилегированный характер. Массовое образование двигалось по пути развития церковноприходских и сельских земских школ.
Особенно активно и целенаправленно действовало в этом направлении земство. С 1843 по 1900 год в уезде было открыто 52 школы. С 1900 г. по 1910 - 28 . Но настоящим расцветом школьного строительства стали последующие 5 лет. В 1911 году открывается 10 школ, в 1912- 15, в 1913 - 14, в 1914 -- 19, в 1915 - 10. В 1915 году в уезде действовала 141 земская школа, из них: 36 однокомплектных, 72 - 2-х комплектных, 27 - 3-х, 3 - 4-х и 3 - 5–ти комплектных школ. Число обучающихся достигло 13697 человек, учителей 293 (75,3% женщины). Только за 1915 год количество учеников увеличилось на 2257 человек (прирост девочек на 28, 46%).
Пик образовательной деятельности уездного земства пришелся на последний мирный 1913 год. Из 605416 рублей общих средств в 1913 году по решению земского собрания было выделено: на ямскую службу и казначейство 49356 руб., на содержание мест заключения -2866 руб., на объекты «призрения» (богадельни, пособия) - 6389 руб., на здравоохранение -33996 руб., на агроучастки -18039 руб., на почтовое ведомство - 36 тыс.руб., а на образование-331118 руб. В первую очередь уделялось внимание школьному строительству. Из 109 начальных училищ ведомства МНП (2 земских двуклассных, 1 - городское Александровское, 106 земских народных) 107 размещалось в собственных зданиях. Здания строились каменные. На строительство 2-х комплектной школы выделялось 12,5 тыс.руб., еще на сарай 350 руб., на погреб 75руб., на отхожие места 75 руб., на ограду 480 руб. Итого: 13480 руб. Однокомплектная обходилась в 7000 руб. МНП давало только 2000 руб. на школу. Остальное добавляло земство. На зарплату учителям в год расходовалось на 236 комплектов 88208 руб., причем средства инспектора (МНП) составляли всего 3883 руб. Земство выплачивало надбавку учителям, по 20 руб. за 5 проработанных лет (20 руб. давало МНП за 20 лет стажа), итого учителям 5820 руб. в год, доплату заведующим школ в общей сумме 3050 руб. в год, зарплату запасным учителям 840 руб. На награждение лучших учителей было выделено 2110 руб. Хозяйственные расходы школ составляли 58306 руб. В среднем на школу выделялось: на отопление - 150 руб., на освещение - 9 руб., на уборку -16 руб., на сторожей -80 руб., на приобретения и мелкий ремонт 29 руб. На библиотеки и пособия выделялось 13681 руб.
Интересно, что на земство нагрузили и содержание церковно–приходских школ (ЦПШ), ему фактически не подчиненных. Земство оплачивало топливо половине ЦПШ, содержание примерно 10% учебных комплектов. Выделялись средства на содержание городского училища, ремесленного училища и даже гимназии.
Постройки школ просили многие сельские общества. В 1913 году - 35. Интересно, что некоторые общества кроме отвода участка обещались помочь и «натурой». Так община Журавки обещала 300 руб. и камень для фундамента, Свинухов -200 руб.
Очень широк спектр вопросов образования решавшихся земством. Так в 1913 году ставились вопросы: организации летних учительских курсов, открытие подготовительных летних школ (воплотился только в 1915 году).
В 1915 году впервые возник вопрос о проведении школьных праздников. Земство оценило их роль в воспитании учащихся и привлекательности для них школы и провело анкетирование. Ответило на анкету 87 школ. В 29 из которых праздники вообще не проводились. В остальных проводили празднование 300-летия дома Романовых и елки за счет пожертвований. Имеются описание этих праздников: исполнялись стихи, басни, демонстрировались живые картинки. Деда Мороза еще не было. Развернули пропаганду праздников. Интересно решение о приобретении киноаппарата, который с пленками и механиком обошелся земству в 950 руб.
Расширялась и сеть воскресных школ. В них занимались желающие от 14 до 40 лет. В 1915 году таких школ было 15.
Интересны данные о положении учителя в этот период. Средняя зарплата учителя составляла 360 руб. в год., окончивших учительскую семинарию или институт 420-480 руб., 10 руб. - доплата за квартиру (ежемесячно) и доплата за стаж. При стоимости кочана капусты 2-4 коп., ведра помидор 15-25 коп. и меры моркови 1,20 коп. жить было можно. Однако учителя никогда не относились к высокооплачиваемой категории населения. Для сравнения: врач получал 1631 руб., +25 руб. разъездных в год, фельдшер - 1218 руб., акушерка - 546 руб., оспопрививатель -600 руб.
Значительно осложнилось положение учителей с началом войны. Так инспектор в своем письме, направленном на заседание земства в 1915 году указывает «...цены выросли вдвое и втрое и прожить на 30 руб. в месяц невозможно. Дороговизна жизни уже учитывается чернорабочими, которые теперь берут за работу от 1,5 до 1,8 руб. в день. Даже арестантам платят за работу 1 рубль в день... говорят, что учителя занимаются только 6 месяцев в году... ни в одной профессии, кроме учителя, не встречается такого массового заболевания острым малокровием, катаром горла, туберкулезом... В деревне нельзя найти комнату с отоплением дешевле 10 руб. Просим вернуть 20 руб. земской надбавки за стаж (сняли в связи с войной) поднять основную ставку (медикам подняли на 25%, земским еще больше)».
Земство посчитало надбавки восстанавливать нецелесообразным, так как будет большой разрыв в зарплатах и постановило, «просить правительство поднять основную ставку с 360 до 420 руб. в год». А с повышением квартирных решили и вовсе просто: смета может возрасти на 25%, а посему отказать.
Земство сосредоточило в своих руках практически все функции управлением народным образованием уезда - от найма педагогов и материального содержания школ до введения новых предметов и методик. К 1917 году в уезде школы имелись практически во всех крупных селах. Дальнейшая их реорганизация и преобразование проводилось уже после становления Советской власти и упразднения земства.

Литература:
Романов Е.П., Романова З.М. http://bogrom13.narod.ru/

Дубровский А. Г. «Богучарщина» рукопись 1965 г.;
Журналы Богучарского Земского собрания очередной сессии 1913 года;
Журналы Богучарского Земского собрания очередной сессии 1915 года.
Пыльнев Ю.Б., Рогачев С.А.. «История школы и народного просвещения Воронежского края XVIII – начало XX века» Воронеж, 1999г.;
Токмаков И. Ф. «Город Богучар Воронежской губернии и его уезд». Москва, 1900 г.






Голосование

Отношение к Школе

Ученик начальных классов
Ученик средних классов
Ученик старших классов
Выпускник
Член коллектива
Рядовой посетитель сайта

 
 

Статистика сайта

Яндекс цитирования