Сокращение расходов на программу развития образования

28.12.2015
Планируется сокращение расходов на программу по развитию образования в РФ на 9,4%.

Отстранение ректоров-плагиаторов

25.12.2015
Виктор Панин глава Общества защиты прав пользователей образовательных услуг обратился в Минобрнауки с инициативой исполнить проверку на наличие материалов, опубликованных ранее в докторских диссертациях руководств ВУЗов.

ЕГЭ по китайскому языку

22.12.2015
По сообщению Анзора Музаева руководителя ведомства, Рособрнадзор намерен доработать ЕГЭ по китайскому языку и ввести его в список экзаменов с 2017 года.

Пробный ЕГЭ по математике для 10-х классов

19.12.2015
Минобрнауки представило данные о том, что в московских школах будет запущен пробный проект среди учащихся 10-х классов – сдача ЕГЭ по математике основного уровня.

Формирование опорных ВУЗов

16.12.2015
Дмитрий Ливанов глава Минобрнауки России подписал приказ о проведении конкурса среди университетов, планируется на базе которых создание опорных ВУЗов действующих в соответствии с программами становления, разработанными ранее и достойным финансированием.
Система образования в период советской власти

В годы революции и гражданской войны большинство сельских школ продолжали свою работу, прерывая ее только на время боев непосредственно у населенных пунктов. Однако к 1920 году последствия гражданской войны и вызванной ею разрухи сказались на системе образования района достаточно сильно. Отсутствовали учебники, тетради ценились на вес золота и выдавались поштучно в мизерных количествах. Значительные потери понесли учительские кадры. Так учительницу Полтавской школы Иванову А.А. пытались расстрелять дважды: белые за попытку заступиться за пойманного красноармейца – бывшего ученика, шестнадцатилетнего мальчишку. Селяне заступились и с трудом отбили учительницу. Красные, зайдя в дом обнаружили на стене картину: Ломоносов представляет Екатерине II физический кабинет и тут же повели расстреливать уже за монархизм. Вступился за учительницу стоявший в селе Буденный.
На 1 февраля 1921 года в списке учреждений, подведомственных отделу народного образования Богучарского Уревкома значилось: школ I ступени - 6, школ II ступени – 2; школа – коммуна «3-й интернационал» - 1. Детские очаги – 3, детские дома – 2. Восстановление системы велось сразу по нескольким направлениям. Выделялись средства на материальную базу и ремонт школ. Много внимания уделялось решению кадрового вопроса. Сохранились кадры дореволюционных учителей, в основном, выпускников Богучарской женской гимназии, такие как Огнева Е.А., Белоусова А.Д. (впоследствии кавалер ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени), Ткачева М.С., Белявская Е.А., Кушнырева Д.И., Анисимовы А.П. и Е.П., Иванова А.А. и ряд других. Однако в ряде школ места учителей занимали люди малограмотные. Была проведена аттестация кадров, кто делал в диктанте более 40 ошибок, отчислялись.
С другой стороны, уже в 1920 году открылись трехгодичные педагогические курсы, впоследствии реорганизованные в педучилище.
В 20-е годы велась огромная работа по ликвидации безграмотности населения. В уезде создается чрезвычайная комиссия по борьбе с безграмотностью и волостные комиссии Дьяченковская, Залиманская, Медовская, Монастырщинская, Сухо–Донецкая, Твердохлебовская, Шуриновская. Основная тяжесть этой работы легла на плечи учителей и учеников. На селах начинают читать книги. В 1921 году в уезде уже было 7 библиотек (в основном в волостных центрах) и 19 изб – читален. О ликвидации неграмотности Богучарский уезд доложил первый в губернии.
В тридцатые годы в Богучарском районе вводится обязательное начальное образование. Появляются школы крестьянской молодежи (ШКМ). Первой получила этот статус Данцевская школа - в 1928 году. В 1931г. ШКМ стали Твердохлебовская и Луговская школы. В 1932г. – Журавская. Богучарская школа стала семилетней, в 1933г. – Красногоровская (первый директор Куприенко Лукьян Иванович), Шуриновская – (директор Василий Максимович Бабин) стали семилетними. В 1934 году семилетней стала Подколодновская школа (директор Анатолий Иванович Орлов). Процесс преобразования ШКМ в семилетки продолжался до 1944 года,когда семилетней стала Липчанская школа (директор Спахов М.Г.)
Процесс преобразования школ шел не только сверху, но и снизу. Так, в 1930 году учитель Аристов Николай Викторович восстановил закрытую Пасековскую школу. Учителя более полугода вели занятия, не получая зарплаты. В 1931 году школа получила официальный статус ШКМ. По чертежам Аристова при активной поддержке населения строится новое здание школы. В 1938 году школа стала средней. Все эти годы учителя активно участвуют в общественной жизни: выступают с лекциями, являются пропагандистами на десятидворках, организуют сельскую самодеятельность и драматические кружки.
Процесс развития образования в районе прервала война. 9 июля 1942 года Богучар заняли немецко–фашистские войска. За пять месяцев фашистской оккупации в районе было разрушено построек на 18 миллионов 445 тысяч рублей в том числе более 50% школьных зданий - 16 школ из 34 в Богучарском районе и 9 из 43 в Радченском районе. Остальные школы лишились оборудования. В самом Богучаре разрушены здания: БСШ (бывшая женская гимназия и здание бывшего Александровского училища), педучилище (бывшая мужская гимназия), медшкола, зернотехникум. Училища так и не были восстановлены, а единственная средняя городская школа долго (до 1979г) ютилась в уцелевшем здании Ремесленного училища
Во время оккупации немцы целенаправленно под угрозой репрессий изымали учебники и наглядные пособия. В Радченске публично сожгли книги из библиотеки. Делалась попытка восстановить работу школ, но удалось открыть только несколько школ в Радченском районе, оккупированном итальянцами, где режим был мягче. Но и там более 5-8 учащихся на занятия не собирались. Захватчики репрессировали даже детей. Заживо сожжен 5-ти летний Саша Савельев, 10 летний Ваня Шмелев, 4 летний Ваня Гарбузов. До смерти избит 6- летний Витя Удовиченко. Повешены учащиеся Кривобородов, Кудаев, Чеченев.
Учителя активно участвовали в сопротивлении захватчикам. Так заврайоно Радченского района Урывский Н.Е. стал бойцом партизанского отряда, учительница Твердохлебовской семилетней школы Пугачева А.Ф. – агентом партизанского отряда «Волга», учительница Кулдакова вела активную агитационную работу в колхозе им. Шевченко.
19 декабря 1942 года Богучар был освобожден нашими войсками. Сразу же началась работа по восстановлению школ. Так, в с. Липчанка школа начала работать уже через 20 дней после освобождения, а в целом по району уже с начала января заработало 15 школ, а к концу января 1943 года – 33. Катастрофически не хватало учебников – 1 приходился на 4-5 человек, писали на газетах и полях старых книг. Чернила изготавливали из бузины. Мебель – самодельные скамейки и столы на «козлах». Освещение - светильники из снарядных гильз. И в таких условиях все таки Плесновская школа была преобразована в 7- летнюю, а Подколодновская и Шуриновская стали средними.
В связи с задержкой начала занятий до января, учебный год продлили до 25 октября, а экзамены в выпускных классах – до 5 ноября. Занятия велись по временному учебному плану, из которого исключили пение, рисование, черчение. Зато значительное внимание уделялось военно - физической подготовке и был введен новый курс «Основы сельского хозяйства». В этот же период было введено начало обучения не с восьми, а с семи лет, цифровая пятибалльная оценка, «Правила для учащихся», ученические билеты. Учащиеся активно включались во Всесоюзное соц. соревнование по помощи хозяйствам. Так, в Радченском районе в 1943 году было выработано в среднем по 109 трудодней на каждого учителя и ученика. А ученики Липчанской семилетней школы зимой связали1200 щитов для снегозадержания, выработали за лето 15 тысяч трудодней, заняли во Всесоюзном соревновании I место и получили первую республиканскую премию. По воспоминаниям бывшей ученицы А. Прядкиной (Назаровой): «С мая по октябрь работали в колхозе. Молотить хлеб трудно. Подавала снопы на молотилку. Мальчики пахали на коровах. Пололи. Гоны до 3 км. Заготавливали сено. Рубали косами подсолнечник».
С февраля 1943 по 1947 годы старшие учащиеся занимались на курсах минеров. Прошло обучение 248 подростков. Женя Седов, Георгий Зайцев, Михаил Звозников погибли при разминировании. Многие были ранены и искалечены. Ребята обезвредили 63716 противотанковых, 12623 противопехотных мин, 974868 снарядов и бомб.
Собирались средства для помощи фронту. Богучарские пионеры и комсомольцы заработали 13350 рублей на постройку танковой колонны и 6150 руб. на боевой самолет «Богучарец». В 1945 – 1946 годах организуются специальные классы для «переростков». Тех, кто был вынужден прервать учебу во время войны.
В послевоенные годы встал вопрос о всеобщем семилетнем образовании. В 1947 году всеобучем в Богучарском районе было охвачено 99,5%, в Кантемировском - 95% детей школьного возраста. Ведется большая работа по восстановлению и строительству школьных зданий. В 1959 г. построено здание «Радченской» школы. В 1963 восстановлено здание бывшей мужской гимназии и в нем была открыта школа – интернат (директор М.Н. Лысенко).
К концу 50-х годов в районе было 65 школ (6 средних, 19 семилетних, 40 начальных), в которых работало 350 учителей, 185 из них имели высшее образование.
В 70-х годах новые школьные здания вводились в строй через каждые 2 года: в 1971г. открыта новая школа в с. Твердохлебовка, в 1973 – в с-зе «Радченский», в 1975 г. в с.Варваровка, в 1978 – пущена в строй первая городская школа, в 1980 – школа в с.Дьяченково. В 80-е годы ввели в строй школы в Луговом, Лофицком, Вишневом. Практически все эти школы были преобразованы в средние. В 1979 году был открыт Межшкольный учебно-производственный комбинат (первый директор В.С. Шульгин).
Одновременно в связи с курсом на укрупнение сел шел процесс закрытия школ. Была закрыты школы в х.Тихий Дон, с.Грушовое (1975), с. Плесновка (1976г). Закрытая в 1975г. Шуриновская школа была восстановлена в 1990г.
К началу 90-х годов сложилась нынешняя структура народного образования района.

Литература:
Романов Е.П., Романова З.М. http://bogrom13.narod.ru/

Горбатых Л. «В нашей школе юбилей» // Сельская новь, 1999, 3 марта.
Бойкова Е.В. История народного образования Воронежской области (1943 – 1950) Диссертация на соискание учебной степени кандидата исторических наук (на правах рукописи), Воронеж 2002 г.






Голосование

Отношение к Школе

Ученик начальных классов
Ученик средних классов
Ученик старших классов
Выпускник
Член коллектива
Рядовой посетитель сайта

 
 

Статистика сайта

Яндекс цитирования