Сокращение расходов на программу развития образования

28.12.2015
Планируется сокращение расходов на программу по развитию образования в РФ на 9,4%.

Отстранение ректоров-плагиаторов

25.12.2015
Виктор Панин глава Общества защиты прав пользователей образовательных услуг обратился в Минобрнауки с инициативой исполнить проверку на наличие материалов, опубликованных ранее в докторских диссертациях руководств ВУЗов.

ЕГЭ по китайскому языку

22.12.2015
По сообщению Анзора Музаева руководителя ведомства, Рособрнадзор намерен доработать ЕГЭ по китайскому языку и ввести его в список экзаменов с 2017 года.

Пробный ЕГЭ по математике для 10-х классов

19.12.2015
Минобрнауки представило данные о том, что в московских школах будет запущен пробный проект среди учащихся 10-х классов – сдача ЕГЭ по математике основного уровня.

Формирование опорных ВУЗов

16.12.2015
Дмитрий Ливанов глава Минобрнауки России подписал приказ о проведении конкурса среди университетов, планируется на базе которых создание опорных ВУЗов действующих в соответствии с программами становления, разработанными ранее и достойным финансированием.

Фотоподборка → Школьная программа по литературе. ч.1.

Концепция курса методики преподавания литературы в школе выстраива-ется в зависимости от концепции школьного преподавания литературы, от задач, которые диктует учителю литературы современный образовательный процесс. Стержень курса – проблема социокультурная: место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании личности.
Концепция курса методики преподавания литературы в школе выстраива-ется в зависимости от концепции школьного преподавания литературы, от задач, которые диктует учителю литературы современный образовательный процесс. Стержень курса – проблема социокультурная: место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании личности.
Актуальная задача школьного преподавания литературы – приоб-щение детей к чтению, воспитание квалифицированного читателя, «оздоров-ляющее чтение» (А. Синявский) как форма противостояния массовой куль-туре. Уроки литературы призваны открывать учащимся художественные и духовные ценности искусства слова, совершенствовать художественный вкус, способствовать углубленному восприятию художественного текста.
Актуальная задача школьного преподавания литературы – приоб-щение детей к чтению, воспитание квалифицированного читателя, «оздоров-ляющее чтение» (А. Синявский) как форма противостояния массовой куль-туре. Уроки литературы призваны открывать учащимся художественные и духовные ценности искусства слова, совершенствовать художественный вкус, способствовать углубленному восприятию художественного текста.
Наша задача – сориентировать студентов на комплекс насущных проблем, связанных с разработкой концепции литературного образования, диктуемых временем. При этом следует учитывать опыт как дореволюционной, так и со-ветской методической науки. Отсюда – две составляющие курса: общетеоре-тические, общедидактические, базовые понятия и внимание к ремеслу, мето-дической технике, основам преподавания литературы в школе. В рамках курса предполагаются коллоквиум по книге М.А. Рыбниковой «Очерки по методике литературного чтения» и система практических заня-тий. Изучение курса заканчивается составлением развернутого плана-конспекта одного урока (класс, тема – по выбору студента).
Наша задача – сориентировать студентов на комплекс насущных проблем, связанных с разработкой концепции литературного образования, диктуемых временем. При этом следует учитывать опыт как дореволюционной, так и со-ветской методической науки. Отсюда – две составляющие курса: общетеоре-тические, общедидактические, базовые понятия и внимание к ремеслу, мето-дической технике, основам преподавания литературы в школе. В рамках курса предполагаются коллоквиум по книге М.А. Рыбниковой «Очерки по методике литературного чтения» и система практических заня-тий. Изучение курса заканчивается составлением развернутого плана-конспекта одного урока (класс, тема – по выбору студента).
Со школьной программой по литературе последние годы творятся чудеса. После жесткой регламентации \"открылся шлюз\" новых имен, произведений. Прошло еще несколько лет - и многое новое устарело. Образовалась некоторая неразбериха - изучай, что хочешь. Кто-то \"Доктора Живаго\" проходит, а кто-то Замятина читает. В разгар этой вольницы грянул гром - переходим на \"концентрический вариант\" (обзорное изучение всего массива литературы XIX-XX веков до окончания девятого класса). Переход потребовал пересмотра не только и не столько новых произведений, сколько старых, классических. Что же включать в программу? На каком материале формировать читательский вкус?
Со школьной программой по литературе последние годы творятся чудеса. После жесткой регламентации \"открылся шлюз\" новых имен, произведений. Прошло еще несколько лет - и многое новое устарело. Образовалась некоторая неразбериха - изучай, что хочешь. Кто-то \"Доктора Живаго\" проходит, а кто-то Замятина читает. В разгар этой вольницы грянул гром - переходим на \"концентрический вариант\" (обзорное изучение всего массива литературы XIX-XX веков до окончания девятого класса). Переход потребовал пересмотра не только и не столько новых произведений, сколько старых, классических. Что же включать в программу? На каком материале формировать читательский вкус?
Заглянем в историю. Реально школьная программы по литературе формировались с началом демократизации образования в России, то есть в середине XIX века. Они основывались на так называемых \"Словарях словесности\" - объемистых изданиях, в которых литературный материал служил примером различных теоретических понятий, связанных с риторикой и поэтикой. Художественные тексты в связи с этим брались фрагментарно.
Заглянем в историю. Реально школьная программы по литературе формировались с началом демократизации образования в России, то есть в середине XIX века. Они основывались на так называемых \"Словарях словесности\" - объемистых изданиях, в которых литературный материал служил примером различных теоретических понятий, связанных с риторикой и поэтикой. Художественные тексты в связи с этим брались фрагментарно.
Первый обстоятельный \"Опыт истории\" русской литературы составил Николай Иванович Греч в 1821 году. Кстати, современный период развития литературы завершался сообщением о Пушкине - его биографией и анализом \"Руслана и Людмилы\". Напомним, что Пушкину в то время было всего 22 года и он был автором названной поэмы, полусотни опубликованных и нескольких непечатных стихотворений.
Первый обстоятельный \"Опыт истории\" русской литературы составил Николай Иванович Греч в 1821 году. Кстати, современный период развития литературы завершался сообщением о Пушкине - его биографией и анализом \"Руслана и Людмилы\". Напомним, что Пушкину в то время было всего 22 года и он был автором названной поэмы, полусотни опубликованных и нескольких непечатных стихотворений.
Греч дал пример оперативности и острой современности в составлении \"программы\" (обзора). Но последующая эпоха резко изменила ситуацию. Если в 1821 году русская словесность только \"набирала обороты\", то уже к 1830-м годам труд писателя превращается в почетную профессию, средство заработка, и армия литераторов умножает свои ряды. Перед авторами школьных программ встала проблема отбора имен. Поначалу она решалась легко.
Греч дал пример оперативности и острой современности в составлении \"программы\" (обзора). Но последующая эпоха резко изменила ситуацию. Если в 1821 году русская словесность только \"набирала обороты\", то уже к 1830-м годам труд писателя превращается в почетную профессию, средство заработка, и армия литераторов умножает свои ряды. Перед авторами школьных программ встала проблема отбора имен. Поначалу она решалась легко.
В течение всего XIX века курс словесности представляет собой не историю, а теорию литературы. Так построена и знаменитая \"Полная русская хрестоматия\" А.Д. Галахова (постоянно переиздавалась с 1843 по 1912 год - рекорд в сфере образования). В основу этой и подобных хрестоматий, заменявших и учебник, и сами книги с текстами, была положена концепция русской литературы В.Г. Белинского.
В течение всего XIX века курс словесности представляет собой не историю, а теорию литературы. Так построена и знаменитая \"Полная русская хрестоматия\" А.Д. Галахова (постоянно переиздавалась с 1843 по 1912 год - рекорд в сфере образования). В основу этой и подобных хрестоматий, заменявших и учебник, и сами книги с текстами, была положена концепция русской литературы В.Г. Белинского.
Согласно мнению \"отца школьной словесности\" литературными королями эпохи были признаны Гоголь, Лермонтов, Кольцов. Ими и завершалось рассмотрение образцов отечественной словесности не только в 1843 году, когда это была остросовременная литература, но и в первое десятилетие XX века, когда у отечественной литературы уже были имена Тургенева, Островского, Толстого, Достоевского, Чехова, Горького, Бунина, Блока.
Согласно мнению \"отца школьной словесности\" литературными королями эпохи были признаны Гоголь, Лермонтов, Кольцов. Ими и завершалось рассмотрение образцов отечественной словесности не только в 1843 году, когда это была остросовременная литература, но и в первое десятилетие XX века, когда у отечественной литературы уже были имена Тургенева, Островского, Толстого, Достоевского, Чехова, Горького, Бунина, Блока.
В альтернативных учебных хрестоматиях предпринимались попытки \"осовременить\" курс школьной словесности. Но эти попытки натыкались на массу преград: цензурных, церковных, государственных, политических, даже методических. В результате дебатов конца XIX века из школьных программ по литературе были исключены имена Салтыкова-Щедрина и Достоевского (как \"несоответствующих детскому возрасту\").
В альтернативных учебных хрестоматиях предпринимались попытки \"осовременить\" курс школьной словесности. Но эти попытки натыкались на массу преград: цензурных, церковных, государственных, политических, даже методических. В результате дебатов конца XIX века из школьных программ по литературе были исключены имена Салтыкова-Щедрина и Достоевского (как \"несоответствующих детскому возрасту\").
Постепенно программы специальных гуманитарных классов накопили \"канон\" - набор признанных всеми классических произведений русской литературы. Как происходило производство в классики - сказать довольно сложно, но со времен Белинского первую скрипку здесь играла критика.
Постепенно программы специальных гуманитарных классов накопили \"канон\" - набор признанных всеми классических произведений русской литературы. Как происходило производство в классики - сказать довольно сложно, но со времен Белинского первую скрипку здесь играла критика.
Институт литературной критики представлял собой явление куда более серьезное, чем, скажем, сейчас. Читатель гонялся за мнением \"ценителя\", а уж потом составлял свое. Формировалась \"цепь\" главных произведений русской литературы уходящего XIX века: \"Горе от ума\" Грибоедова, \"Евгений Онегин\" Пушкина, \"Мертвые души\" Гоголя, \"Записки охотника\" Тургенева.
Институт литературной критики представлял собой явление куда более серьезное, чем, скажем, сейчас. Читатель гонялся за мнением \"ценителя\", а уж потом составлял свое. Формировалась \"цепь\" главных произведений русской литературы уходящего XIX века: \"Горе от ума\" Грибоедова, \"Евгений Онегин\" Пушкина, \"Мертвые души\" Гоголя, \"Записки охотника\" Тургенева.
Революция, разумеется, ситуацию пересмотрела. В 1921 году была дана установка на \"экономное изучение\" литературы как третьестепенного предмета (по сравнению с историей, обществоведением), программы 1923, 1925, 1927 и 1931 годов содержали литературный материал как иллюстрацию обществоведческих тем. Курс литературы представлял собой ряд разделов (\"Жизнь помещиков\", \"Доля барских крестьян\", \"Борьба крепостных за свои права\" и т.п.), в которые включались \"подходящие\" фрагменты из \"Капитанской дочки\", \"Дубровского\", \"Записок охотника\" и пр.
Революция, разумеется, ситуацию пересмотрела. В 1921 году была дана установка на \"экономное изучение\" литературы как третьестепенного предмета (по сравнению с историей, обществоведением), программы 1923, 1925, 1927 и 1931 годов содержали литературный материал как иллюстрацию обществоведческих тем. Курс литературы представлял собой ряд разделов (\"Жизнь помещиков\", \"Доля барских крестьян\", \"Борьба крепостных за свои права\" и т.п.), в которые включались \"подходящие\" фрагменты из \"Капитанской дочки\", \"Дубровского\", \"Записок охотника\" и пр.
Значит ли это, что советская власть определила искаженное содержание \"классического\" канона, подчиненного теперь новым задачам \"строительства социалистического общества\"? Разумеется, да. Впрочем, как всегда. В XIX веке в школьных программах по литературе царствовала все та же идеологическая цензура. \"Записки охотника\" стали частью программы именно потому, что крепостное право отменил Александр
Значит ли это, что советская власть определила искаженное содержание \"классического\" канона, подчиненного теперь новым задачам \"строительства социалистического общества\"? Разумеется, да. Впрочем, как всегда. В XIX веке в школьных программах по литературе царствовала все та же идеологическая цензура. \"Записки охотника\" стали частью программы именно потому, что крепостное право отменил Александр
Правила цензуры были жесткими: обязательность прославления христианского вероисповедания, соблюдение уважения и пиетета по отношению к царскому дому, а также исключение печатных сочинений и статей, излагающих вредные учения социализма и коммунизма. Правила цензуры советской эпохи остались фактически теми же, только место \"христианского вероисповедания\" заняла \"борьба за коммунизм\", царского дома - лидеры компартии, а исключать следовало статьи, содержащие \"вредные учения\" (любые, кроме марксизма). Власть не может позволить школе - важнейшему образовательному институту страны, через который проходит фактически 100 процентов населения, \"резвиться\" в таком идеологически важном предмете, как литература.
Правила цензуры были жесткими: обязательность прославления христианского вероисповедания, соблюдение уважения и пиетета по отношению к царскому дому, а также исключение печатных сочинений и статей, излагающих вредные учения социализма и коммунизма. Правила цензуры советской эпохи остались фактически теми же, только место \"христианского вероисповедания\" заняла \"борьба за коммунизм\", царского дома - лидеры компартии, а исключать следовало статьи, содержащие \"вредные учения\" (любые, кроме марксизма). Власть не может позволить школе - важнейшему образовательному институту страны, через который проходит фактически 100 процентов населения, \"резвиться\" в таком идеологически важном предмете, как литература.
Перестройка, открывшая новые имена и упразднившая цензуру (уникальность культурной ситуации последнего десятилетия ХХ века в нашей стране во многом связана именно с уничтожением цензуры), подействовала на школьную программу по литературе, \"как кислота на старую монету\" (пользуясь словами Сатина из \"устаревшей\" пьесы Горького \"На дне\").
Перестройка, открывшая новые имена и упразднившая цензуру (уникальность культурной ситуации последнего десятилетия ХХ века в нашей стране во многом связана именно с уничтожением цензуры), подействовала на школьную программу по литературе, \"как кислота на старую монету\" (пользуясь словами Сатина из \"устаревшей\" пьесы Горького \"На дне\").
Школьная программа по литературе распахнула свои объятия совершенно не изучаемым, да и неизвестным Булгакову, Платонову, Замятину, Пастернаку, Гумилеву... Словесник не сопротивлялся - он был счастлив. Учитель литературы оказывался в центре интереснейших текстов; он, как волшебник, разворачивал их перед учениками, удивляя и удивляясь. А что же старый \"канон\"? Полетели в Лету с корабля современности Горький, Фадеев, Чернышевский, фактически Некрасов... \"Скучную\" идеологию кому охота читать и \"проходить\", когда столько кругом интересного? Да и зачем читать \"идеологически устаревшие\" тексты?
Школьная программа по литературе распахнула свои объятия совершенно не изучаемым, да и неизвестным Булгакову, Платонову, Замятину, Пастернаку, Гумилеву... Словесник не сопротивлялся - он был счастлив. Учитель литературы оказывался в центре интереснейших текстов; он, как волшебник, разворачивал их перед учениками, удивляя и удивляясь. А что же старый \"канон\"? Полетели в Лету с корабля современности Горький, Фадеев, Чернышевский, фактически Некрасов... \"Скучную\" идеологию кому охота читать и \"проходить\", когда столько кругом интересного? Да и зачем читать \"идеологически устаревшие\" тексты?
И тут словесника ждала коварная ловушка - вузы с их \"списком обязательных текстов...\" И \"Мать\" Горького, и \"Что делать?\" Чернышевского оставались в вузовском списке (определяемом обычно ежегодным \"Справочником для поступающих в вузы\"). Может быть, академическое образование оказалось более косным, чем среднее школьное? Не в этом дело. У вузов были свои аргументы.
И тут словесника ждала коварная ловушка - вузы с их \"списком обязательных текстов...\" И \"Мать\" Горького, и \"Что делать?\" Чернышевского оставались в вузовском списке (определяемом обычно ежегодным \"Справочником для поступающих в вузы\"). Может быть, академическое образование оказалось более косным, чем среднее школьное? Не в этом дело. У вузов были свои аргументы.
Все упомянутые произведения не были текстами \"третьестепенными\" в истории литературы. Это ярчайшие страницы отечественной словесности, бестселлеры своего времени, книги, без всякой принудиловки прочитанные тысячами и десятками тысяч читателей. Авторы этих книг становились духовными вождями и определяли общественные настроения эпохи. Почему же не познакомить подрастающее поколение с этими произведениями? Ведь надо знать истинную историю своей культуры, а не подгонять ее под идеологию момента.
Все упомянутые произведения не были текстами \"третьестепенными\" в истории литературы. Это ярчайшие страницы отечественной словесности, бестселлеры своего времени, книги, без всякой принудиловки прочитанные тысячами и десятками тысяч читателей. Авторы этих книг становились духовными вождями и определяли общественные настроения эпохи. Почему же не познакомить подрастающее поколение с этими произведениями? Ведь надо знать истинную историю своей культуры, а не подгонять ее под идеологию момента.
Но это желаемое, а действительное связано куда более сложными зависимостями, чем только здравый смысл. Мы приближаемся к важнейшей формуле составления школьных программ по литературе - обслуживание идеологии верхов. \\\"Концентрическая\\\" программа (с ее плохо завуалированным ударом по классике) демонстрирует нам сам механизм этой формулы. Именно поэтому нет смысла удивляться: кто это все придумал? Есть смысл всматриваться в \\\"отбор текстов\\\" и читать \\\"духовными очами\\\" откровения власти за ними.
Но это желаемое, а действительное связано куда более сложными зависимостями, чем только здравый смысл. Мы приближаемся к важнейшей формуле составления школьных программ по литературе - обслуживание идеологии верхов. \\\"Концентрическая\\\" программа (с ее плохо завуалированным ударом по классике) демонстрирует нам сам механизм этой формулы. Именно поэтому нет смысла удивляться: кто это все придумал? Есть смысл всматриваться в \\\"отбор текстов\\\" и читать \\\"духовными очами\\\" откровения власти за ними.



Голосование

Недостатки сайта

Мало информации
Мало новостей
Недостаточно медиа контента
Редко обновляется
Нужны кардинальные изменения

 
 

Статистика сайта

Яндекс цитирования