Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «звук и буква ш»
Содержание:
- Автоматизация звука [Ш] в начале слов:
- Раскраски на определение позиции звука Ш в слове (начало, середина, конец):
- Ход занятия:
- Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей
- Обучение малыша правильному выговариванию
- Азбука в стихах, участие ассоциативного мышления
- Ход урока:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками — Конспект занятия в подготовительной группе «Звуки и буквы мои друзья»
- Варианты игр:
- Тренируем правильное произношение буквы «Ш»
- Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка
- Звук Ш в середине слова в ряду слов
Автоматизация звука [Ш] в начале слов:
ШаШа, шаблон, шаг, шавка, шалость, шалун, шалфей, шаль, шальной, шаляй-валяй, шаман, шамкать, шампиньон, шампур, шанс, шансон, шансонье, шантаж, шантрапа, шапка, шагать, шагом, шагомер, шайба, шайка, шайтан, шакал, шаланда, шалаш, шалить, шапочник, шар, шарабан, шарада, шарах, шарашка, шарнир, шаровары, шаровой, шарф, шасть, шатание, шатен, шарж, шариат, шарик, шарить, шаркать, шарлатан, шарлотка, шарм, шарманка, шахтёр, шашечка, шашист, шашка, шашки, шашлык, шаткий, шатёр, шах, шафран, шахматы, шахматист, шахта, шатун, шаткий, шатёр.
ШоШоу, шоумен, шёлк, шелковый, шёпот, шов, шок, шомпол, шорник, шорный, шорох, шофер, шоколадный, шотландцы, шовинизм, шорты.
ШуШум, шумный, шумовка, шумок, шурин, шуруп, шурф, шуры-муры, шутник, шушера, шушукать, шушукаться, шут, шутить, шутка, шуба, шубейка, шуга, шугать, шулер, шуметь, шумиха.
ШиШик, шило, шибать, шибкий, шиит, шикарный, шикать, шиковать, шиллинг, шиворот, шило, шимпанзе, шина, шинель, шинковать, шинник, шиншилла, шиньон, шип, шипеть, шиповки, шиповник, шипучий, шипучка, ширина, ширинка, ширма, широкий, шитьё, шифер, шифон, шифоньер, шифр, шифровка, шиш, шишак, шишка, ширь, широта, шитый, шит.
ШеШевелить, шевелюра, шедевр, шезлонг, шейка, шейк, шейный, шейх, шелковод, шелкопряд, шелохнуть, шелуха, шельф, шептать, шеренга, шериф, шеф, шефство, шея, шершавый, шершень.
Раскраски на определение позиции звука Ш в слове (начало, середина, конец):
Звуки в словах могут стоять в начале слова, в конце слова, в середине слова (в раскрасках слово изображено в виде схемы, разделенной на три квадрата). Например, слово ШАПКА. В этом слове звук «Ш» стоит в начале, значит раскрасить необходимо первый квадратик. Чтобы легче определить положение звука, слово необходимо произносить медленно, выделяя звук нужный звук— ШШШШапка.
- шаль, карандаш, каша, лошадка, шаман, ландыш;
- мышь, шапка, капюшон, шило, мышата, камыш;
- лягушата, финиш, шар, малыш, шахтер, крыша;
- шахматы, ковш, мешок, мышонок, шах, душ;
- шофер, карандаш, лягушка, машина, шоколад, финиш;
- шуба, душ, ошейник, кошелек, малыш, шина;
- шиповник, камыш, каштан, Золушка, ландыш, шинель;
- пушка, шорты, мышь, шатер, карандаш, ромашка;
- шарф, малыш, чашка, башня, душ, шлем;
Ход занятия:
1. Организационный момент.
—Сядет тот, кто продолжит цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с последнего звука данного слова :Логопед — зебрА, дети продолжают — Апельсин,.
2. Знакомство со звуком .
Загадка.
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. (Шар)
Шар воздушный, шаловливый
Залетел под колесо,
Лопнул, хлопнул — вот и все.
—Шар лопнул,послышалось: ш-ш-ш-ш.
3. Анализ артикуляции звука .
—Произнесите звук , наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят вверх, образуя щель с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается. Звук глухой.
—Расскажите, какой это звук?Звук Ш всегда только твердый! Обозначается синим цветом!
4. Упражнение в произношении звука .
а)Звуковые дорожки.
—«Змея шипит» — произношение прерывистого звука ш-ш-ш, длительное произношение звука шшш.
б)Повтори, не ошибись.
—«Гусь шипит»:ша — ша— ша, шо — шо — шо, шу — ша — шо, ши — шу — ша.
5. Закрепление звука .
— Сегодня к нам пришла в гости девочка Маша из знакомого вам мультфильма. Она хочет поиграть с вами.
а) Игра «Фонарики».
— Поднимите фонарик, если услышите в слове звук . Какого цвета фонарик вы возьмете? Синий!:
— шар,воздушный,хвостик,шипит, лопнувший,выпускает,синий,шаловливый.
б) Ребус — отгадай слово по первый звукам названий картинок.
— У Маши есть дружок пес, она хочет вас с ним познакомить. Посмотрите на доску. По первым звукам названий картинок отгадайте, как зовут собаку? (Шарик.)
в) Послушайте стишок. Скажите, с кем еще дружит Маша?
У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Выложила кашу в плошку
И накормила кошку. (картинка с изображением кошки)
Назовите слова из стихотворения со звуком .
—Отгадайте, кто еще есть в друзьях у Маши.
Под полом таится,
Кошки боится. (картинка с изображением мыши)
6. Физминутка.
Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
7. Звуковой анализ.
а)Выделение звука из состава слова.
— Определите место звука в словах: мышь, кошка, Шарик.
Мышь, кошка и Шарик дарят Маше подарки. У каждого из вас картинка с изображением подарка. Определите место звука в этих словах. По месту звука в названии гостей и подарков определите, кто что принес.
б)Составление схемы слова.
Доскажите словечко, узнаете, кто самый близкий друг у Маши.
Пыхтит, как пышка,
Косолапый. (мишка)
—Составьте схему слова МИШКА
8. Знакомство с буквами Ш, ш.
—Посмотрите на буквы на доске. Они служат для обозначения звука . Прочитайте эти буквы.
Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ш? Сколько палочек понадобится,чтобы составить букву Ш?
а) Построим букву.
9. Закрепление графического образа буквы Ш. Упражнение «Потерявшиеся буквы».
Маша и медведь любят гулять. Однажды оказались они на волшебной полянке с буквами.Им нужна ваша помощь : найдите все буквы Ш и обведите в кружок. А Мышь вам в этом поможет.
10. Итог занятия.
—Какой звук мы изучали? Что особенного узнали о нем?
Почему Маша дружит с мышью, кошкой, Шариком и мишкой?
Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей
Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:
Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
«Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
Отставание в развитии
Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.
Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.
Обучение малыша правильному выговариванию
Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой. Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.
Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.
Разминка
Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.
Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:
- язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
- сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
- выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
- сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
- поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
- сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
- плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
- челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
- облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.
Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.
Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:
- дуть на перышки, свечи, вертушки;
- пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
- распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
- на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.
Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.
Постановка звука
Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.
Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:
- свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
- движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
- пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
- корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
- улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
- качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
- маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.
Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.
Азбука в стихах, участие ассоциативного мышления
В процессе изучения алфавита важна не только игра, но и творческий подход. Чем больше ассоциативных связей взрослый создаст в памяти ребенка, тем меньше времени, усилий потребуется ему на запоминание. Разминкой перед занятием могут стать задорные простые двустишья детских поэтов:
Бегемот разинул рот —
Булку просит бегемот.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.
(Самуил Маршак).
При этом важно помнить, что поэтическая азбука для дошкольников не должна использоваться как самостоятельный метод: это может сформировать ложные замены, когда вместо буквы будет называться только образ (например, кот вместо «К»)
Ход урока:
1. Организационный момент.
— Доброе утро, ребята.
Беседа о сегодняшнем дне.
— Какое время года?
— Какой месяц?
— Какая сегодня погода?
Вот мы все повторили с вами приступим к нашим урокам.
2. Артикуляционная гимнастика.
— Урок начнем с разминки. Разминка губ и языка.
«Улыбка»
Чтоб понравиться лягушкам,
Губки тянем прямо к ушкам.
«Хоботок»
Чтоб понравиться слону,
Губки хоботом тяну.
«Часики»
Вращение язычком влево – вправо.
«Надувание шарика.
3. Речевая зарядка.
— Послушайте предложение и четко его повторите.
У Сени и Сани в гостях сом с усами.
— Молодцы, все старались.
Говорите так же четко и правильно.
1. Актуализация опорных знаний.
— Ребята послушайте песню. После прослушивания вы скажите о ком она.
(Песня «О зайчиках»)
— О ком эта песня? (О зайчиках).
— Заяц– это дикое или домашнее животное?
— А почему это дикое животное?
— А что больше всего любит заяц?
(картинка морковь)
— Хорошо, много знаете о зайцах.
— Зайчик сегодня пришел к нам на урок. Он хочет узнать буквы и научиться читать.
— Назовите все изученные буквы (чтение с доски)
— А как произносится гласный звук?
-Что происходит при произнесении согласного звука?
— Молодцы, ребята.
Игра «я называю букву, а вы назовите звук»
(А, У,О).
— Чем отличается звук от буквы?
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим).
— Отлично.
Изучаем букву А, О, У с помощью пазл
Игра: “Узнай звук”.
Учитель- Я буду произносить беззвучно различные звуки, а вы попытаетесь узнать и назвать их (а, о, у)
— теперь посмотрим что за буква у нас на картинке, поиграем в игру «СОБЕРИ БУКВУ ИЗ КАРТИНОК!»
Запомните, как она выглядит и называется. Для закрепления назвать слова, которые начинаются с этой буквы, они нарисованы в каждом элементе.
-Вы должен собрать пазл и получить загаданную букву
-ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА БУКВЫ
ПРАВИЛА:
1. СОБЕРИ БУКВУ ПО ОБРАЗЦУ НАЗОВИ КАРТИНКУ В БУКВЕ И С КАКОЙ БУКВЫ ОНИ НАЧИНАЮТСЯ
2. ВЗЯТЬ БУКВЫ, НАЙТИ КАРТИНКИ, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ С ОДНОГО ЖЕ ЗВУКА, НАЗВАТЬ ЕЕ
3 ЗАДАНИЕ МОЖНО УСЛОЖНИТЬ ПЕРЕМЕШАВ ЭЛЕМЕНТЫ НЕСКОЛЬКИХ БУКВ.
ПАЗЛЫ РАЗВИВАЮТ: ЛОГИКУ, ФАНТАЗИЮ, ПАМЯТЬ, МОТОРИКУ РУК, ПРОСТРАНСТВЕННОЕ И АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Задание:
Учитель говорит сейчас ты будешь художник. Возьми красный карандаш раскрась букву А,О,У. (дает картинки с буквами для раскраски)
Итог урока:
Учитель: Ребята, вы очень хорошо сегодня позанимались. Научились собирать буквы по образцу, нашли картинки, начинающиеся с одного же звука и назвали их.
Учитель: Спасибо за работу, урок окончен.
Буквы. Знакомимся с буквами и звуками — Конспект занятия в подготовительной группе «Звуки и буквы мои друзья»
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Звуки и буквы мои…»
Подготовка к обучению грамоте ЧТ (9.00 -9.30) Тема: «Звуки и буквы мои друзья» Задачи образовательных областей: «Речевое развитие»: 1. Познакомить детей с понятием «звук», буква». 2.Формировать умение правильно использовать их в практической деятельности. «Познавательное…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук . Буква «С»
Цель: познакомить с новым звуком , и буквой «С». Оборудование: Демонстрационный материал: презентация Раздаточный материал: пластилин, прописи, цветные карандаши, ручки. I. Организационный момент -Ребята! К нам в гости пришли сегодня две подружки — Соня и Сима. (Показывает…
Фотоотчет о занятии «Знакомство с буквой и звуком »
Знакомство дошкольников с буквами и звуками должно быть интересным и увлекательным. Наша знакомство с буквой и звуком «А», в группе «Ягодка» было красочным и запоминающимся. В гости к детям приходил ёжик с волшебными яблоками. Для того чтобы секрет яблока разгадать, необходимо…
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква М»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 73 «Городок» Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте на тему: «Звук и буква М» для детей старшего дошкольного возраста. учитель-логопед Топоркова Ю.В. г….
Варианты игр:
1. «Назови и повтори»
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.
2. «Чего не стало?»
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало шапки, не стало шубы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.
3. «Что изменилось?»
Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.
4. «Четвертый лишний»
Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, шапка, лапа, шут, шампунь. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука ).
5. «Один-много»
Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, шапка — много шапок, машина — много машин, мышь — много мышей). Не забывайте слова произносить правильно!
6. «Большой — маленький»
Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ШАПКА, к маленькому — ШАПОЧКА.
7. «Посчитаем»
Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного
Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — шапкА, но две, три, четыре -шапкИ, пять — шапОК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов
Автоматизация звука Ш в словах. Игры и упражнения в картинках на автоматизацию звука будут интересным занятием взрослого с малышом.
Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.
Вам также будет интересно:
- Автоматизация звука Р
- Автоматизация звука Л
- Дифференциация звуков
- Автоматизация свистящих звуков
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!
Тренируем правильное произношение буквы «Ш»
Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.
Разминаем язык
Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:
- «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
- «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
- «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
- «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.
Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.
1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша. 2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .
Разминаем губы
Для разминки губ подойдут следующие упражнения:
- «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
- Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
- «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.
Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка
Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.
Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:
- Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
- Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
- Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
- Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
- Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
- Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».
Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда
Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.
Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)
Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.
Звук Ш в середине слова в ряду слов
Перечень слов: Кошка, подушка, пушка, девчушка, ложка, матрешка, лягушка, катушка.
Упражнение «Павлушкины игрушки»
Мама купила Павлушке игрушки,
Эти игрушки любит Павлушка.
Кукла-малышка и плюшевый мишка,
Желтый домишко для кулы и мишки.
Шумная пушка оглушит ушко,
Потешный котишка – шалун и плутишка,
Вот неваляшка – шатун и дурашка,
Вот черепашка – большая рубашка,
Лошадка-игрушка катает Павлушку,
Матрешка-игрушка прячет подружку,
Вот кошка Машка, кошка-милашка,
Игрушка-рыбешка ныряет немножко.
Иванушка пляшет да ручками машет,
Машина для мишки и куклы-малышки.
Игра «Угадай, что в мешке?»
Предметы: мишка, карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, губная гармошка, мышка, погремушка и др.
Упражнение «В шкафу»
У Маши в шкафу кошка, а у Паши матрешка.
У Маши в шкафу чашка, а у Паши рубашка.
У Маши в шкафу мишка, а у Паши мартышка.
У маши в шкафу пушка, а у Паши ракушка,
У Маши в шкафу грушка, а у Паши ватрушка.
У Маши в шкафу ложка, а у Паши лепешка.
У Маши в шкафу мешок, а у Паши ремешок.
в) в конце слов:
ваш наш душ тушь мышь тишь
камыш малыш голыш гуляш финиш мякиш ландыш
пьёшь идёшь поёшь даёшь льёшь поёшь
видишь пилишь купишь копишь валишь делишь
шьёшь пишешь шалишь шумишь мешаешь пляшешь
Звук Ш в различных позициях в ряду слов
Перечень слов: Шляпа, машина, дедушка, книжки, нож, петушок, мышка, штанишки. (звук ж в словах оглушается и произносится как звук Ш)
Перечень слов: Груша, домишко, малышка, рубашка.Шапка, лошадка, коровушка, чашка.
Упражнение «Что у кого?»
Крылышки у мошки, пушинки у кошки.
Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.
Кошка у Луши, мышка у Танюши.
Уши у мишки, ушки у малышки.
Шубка у девчушки, брюшко у лягушки.
Шейка у мышки, шея у мартышки.
Шапка у мальчишки, шапчонка у малышки.