4 5 месяца ребенку развитие

Содержание:

Ходьба

Малыш уверенно и без напряжения держится на ногах и ориентируется в пространстве. Особенное удовольствие детям приносит преодоление препятствий: движение приставным шагом по ступенькам, наклоны, повороты, перешагивание через препятствия. А какое счастье много раз подряд забраться в кресло или на диван и столько же раз спуститься обратно!

ВНИМАНИЕ! В этом возрасте ребенок необычайно активен. Он бегает из комнаты в комнату, на кухню, взаимодействует с предметами

Задача взрослых на этом этапе – обеспечить полную безопасность ребенка, убрать острые предметы, электроприборы, спички и все, что может навредить.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Обувь лучше подбирать на рифленой подошве, легкую, регулируемую по полноте. Для правильного формирования стопы необходимо приобретать обувь с жесткой пяткой, из натуральных материалов. Хорошо, если подошва изготовлена с помощью современных технологий и может служить амортизатором при прыжках.

Подвижные игры

Самые любимые игры малышей в этом возрасте – это игры в мяч. Их великое множество. «Лови – лови! », «Куда мячик укатился», «Закинь мяч в короб», «Догони мяч», «Собери мячики по цвету корзинки», «Попрыгай, как мяч» и другие. Кроме этого, для развития движений годятся любые препятствия: лестницы, дощечки, неровная поверхность. Очень весело проходит игра с солнечным зайчиком, «Прятки», «Солнышко и дождик», «Догоню – догоню».

Занятия

Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам

В возрасте пяти месяцев спинку нужно готовить к большим нагрузкам. Еще немного — и малыш начнет сам садиться, ползать, а потом и вставать, держась за бортик кроватки.

Спинку укрепляют массажем (не только поглаживанием, но и похлопыванием, легкими постукиваниями, пощипываниями) и занятиями на мяче и в ванне.

Если ребенок до этого возраста купался в маленькой ванночке — можно перевести его в большую. Поддерживая малыша в воде под спинку и животик, стимулируя его переворачиваться в воде, можно хорошо укрепить мышцы спинки.

Занятия на большом мяче — перекатывания на животике — также весьма полезны.

Несколько раз в день нужно делать простое упражнение — разводить ручки карапуза в стороны, скрещивать и снова разводить — не менее 20 подходов за раз.

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики крайне полезно для малыша. В пять месяцев можно давать карапузу перебирать крупные бусы, вкладывать в ручки предметы разного веса, размера и материалов — шероховатые, гладкие, мягкие.

Полезно давать малышу зажать в кулачке платок или веревку и очень аккуратно ее вытаскивать.

Можно нашить на большой кусок ткани крупные пуговицы, деревянные гладкие кубики, различные кусочки ткани (бархат, шелк, крупное кружево), положить ребенка на животик и дать рассматривать и трогать эту самодельную игрушку.

Совсем мелкие предметы (крупу, бусины, семена) пятимесячным не дают, так как это небезопасно даже в присутствии взрослого.

Общение и тактильный контакт

Так как в этом возрасте ребенок начинает понимать речь, эмоции и осознанно произносить звуки, общаться с ним нужно все время бодрствования. Потешки, песенки, сказки, просто разговор с малышом — очень полезны для его развития.

Показывая ребенку игрушки или предметы, нужно проговаривать их названия, как можно чаще обращаться к ребенку по имени, напевать под музыку.

Некоторые дети в этом возрасте максимально привязаны к взрослому и нуждаются в постоянном тактильном контакте. Не оставляйте кроху надолго одного, он нуждается в постоянных поглаживаниях, регулярном массаже. Малышей на искусственном вскармливании на руки стоит брать еще чаще, чем грудничков, так как им особенно не хватает телесного контакта с мамой.

Знакомство с книгой

Пять месяцев — прекрасное время, чтобы начать знакомство с книжкой, так как в этом возрасте малыши начинают живо интересоваться картинками.

Книги с яркими буквами и крупными, яркими изображениями животных, растений и игрушек нужно показывать, называя нарисованных персонажей, медленно и четко проговаривая слова. Многие дети очень любят книжки — игрушки для ванны.

Старайтесь только следить, чтобы карапуз не грыз уголки — это не пойдет ему на пользу.

Досуг

Каждый день для малыша наполнен разными открытиями, событиями и достижениями. Без любви и заботы близких людей невозможно полноценное развитие маленького крохи. Несмотря на цикличность периодов в режиме дня ребенка: сон, кормление, бодрствование, – его досуг должен быть разнообразным и интересным.

Одежда

Одежда ребенка должна соответствовать погодным условиям. Переохлаждение и чрезмерные укутывания одинаково вредны для здоровья.

Время

Прогулки оказывают положительное влияние на физическое развитие малыша. Они должны быть ежедневными, особенно в теплое время года. Не рекомендуется гулять с крохой при температуре ниже -10 С.

Место

Для прогулок лучше выбирать местность, удаленную от автомобильных дорог. Для этой цели подойдут разнообразные парки.

Как гулять?

Гуляя с малышом, нужно постоянно с ним разговаривать. Покажите ему листочки или веточки на деревьях, скамеечки, на которых отдыхают прохожие, кошечек и собачек, прогуливающих по травке.

В процессе прогулок ребенок познает окружающий мир, расширяется его кругозор.

Полезные советы и ответы на вопросы

Какой режим у ребенка в 5 месяцев

Установите четкий режим ночного и дневного сна и придерживайтесь егоНачинайте устанавливать ритуал отхождения ко снуБудите вашего ребенка утром

Развивающие игры для ребёнка в 5 месяцев

Мячи.Спрятался.Попрыгаем.Называем игрушки.Выполняя свои повседневные дела, можно занять и развлечь малыша.

  • Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет есть самостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большое достижение.
  • Дайте ребенку чашку Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок не разлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2–3 капли и дайте подержать ее своему малышу. Называйте части тела ребенка Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.
  • Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду, и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным. Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова.
  • Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько слов. Новые способы общения способствуют установлению более близких контактов между вами и ребенком.

Играя не забывайте о стишках и потешках:«Мы — веселые мартышки!
Мы играем громко слишком!
Мы в ладоши хлопаем!
Мы ногами топаем!
Надуваем щечки!
Скачем на носочках!
И друг другу даже язычки покажем!
Дружно прыгнем к потолку!
Пальчик поднесем к виску!
Оттопырим ушки!
Хвостик на макушке!
Шире рот откроем!
Гримасы все состроим!»«Ладушки»Ладушки, ладушки,
— Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!«Каравай»«Мешу-мешу тесто» — разминаем ножки и ручки, поднимаем и опускаем их, поглаживаем головку ребенка;
«Есть в печи место. Пеку-пеку я каравай» — легонько хлопаем по телу крохи;
«Головушку валяй-валяй!» — аккуратно покачать головкой малыша из стороны в сторону.

Нужно ли идти в поликлинику в 5 месяцев? Прививки в 5 месяцев

в 6 месяцев.При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы — Леонида Ростиславовича Биттерлиха

Что умеет ребенок в 5 месяцев

Зрение

Должное развитие ребенка в пять месяцев как у мальчиков, так и у девочек, позволяет малышу начать фокусировать взгляд на различных предметах. Переводит взгляд с предмета на предмет. Дело в том, что в этом возрасте зрение ребенка улучшается, он уже различает цвета и даже их оттенки.

Слух

Начинает прислушиваться к музыке.

Речь

Начинает произносить согласные звуки и слоги «ба», «га, «па».

Моторика

Лежит на животике и упирается на кисти рук, поворачивается со спины на живот.

Эмоции

Реагирует на новые игрушки, на незнакомых людей – замирает, оживляется, может испугаться. Начинает различать интонации голоса – строгий или ласковый тон общения

Игра

Хватает игрушки, двумя руками может держать бутылочку.

Память

Улучшается память, но, все же, она еще остается краткосрочной. При этом в течение двух недель малыш может сохранять какие-то события у себя в голове.

Как правило, в развитии девочки обгоняют своих сверстников мальчиков, это связано с тем, что девочки рождаются уже более зрелыми. Именно поэтому зачастую девочки раньше начинают пытаться ходить и говорить.

Молодые родители: Семейные узы

Появление малыша влечет за собой много перемен для семьи. Все дяди, тети, двоюродные братья, сестры, бабушки, дедушки хотят поучаствовать в жизни нового члена семьи. Сейчас идеальный момент привлечь родственников к уходу за ребенком. Поручите им помочь вам с кормлением или купанием. Попросите их поиграть с малышом. Возможно, ваши родители, родители партнера и другие родственники смогут помочь вам с уборкой по дому, походом в магазин или присмотреть за другими детьми. Вы сможете отдохнуть, а им это даст возможность почувствовать свою причастность.

Часто молодых родителей донимают непрошеными советами родственники, друзья и даже совершенно посторонние люди. Иногда это очень раздражает. Напоминайте себе, что нет единственно правильного способа воспитания. Лучше следите за сигналами, которые вам подает ребенок, и все решения принимайте исходя из его характера, ваших обстоятельств и ваших представлений о воспитании. А если у вас есть вопросы или повод для беспокойства, обратитесь за советом к квалифицированному специалисту или поделитесь с самыми близкими людьми.

Двигательные навыки

Что умеет малыш в 5 месяцев? Он уверенно удерживает голову в любых положениях, активно двигается, что связано с устранением последствий гипертонуса. Здоровый ребенок уже не лежит спокойно на спинке, а переворачивается на бок. Чуть позже он учится переворачиваться со спины на живот и обратно. Не оставляйте кроху без присмотра на столе или диване.

Лежа на спине, дети пытаются сесть, но их мышцы еще не готовы к этому. Медики не советуют специально высаживать грудничков, так как это может спровоцировать искривление позвоночника. Зато их можно учить подтягиваться, держась за мамины пальцы или турник.

Лежа на животе, младенец приподнимается на руках. Он может вытянуть их вперед, оторвать ножки от поверхности, прогнуться в спине («ласточка»). Детки легко засовывают ноги в рот, чтобы пососать пальцы. Если взять грудничка под мышки и поставить на ровную поверхность, он начнет переступать на месте, рефлекторно имитируя ходьбу.

Эмоции и общение

Психическое развитие ребенка позволяет ему испытывать и воспроизводить широкий спектр эмоций.

Кроха умеет:

  1. хохотать;
  2. требовать;
  3. сердиться, радоваться;
  4. малыш может выразить свое хорошее настроение или недовольство не только смехом или плачем, но и интонацией лепета.

Социальное, семейное развитие ребенка выражается в том, что в 5 месяцев жизни он охотно проводит время с близкими людьми, узнает их, радуется им. Но если его попытается взять незнакомый человек – может насторожиться и даже заплакать.

В пять месяцев ребенка психическое развитие не различается у девочек и мальчиков: что должен уметь мальчик, то могут и девочки.

В это возрасте наступает переломный момент в психоэмоциональном развитии недоношенных деток. Именно тогда большинство из них начинает гулить, брать игрушку, переворачиваться, активно контактировать со взрослыми.

Развитие недоношенного ребенка на пятом месяце жизни должно проходить в атмосфере физического и эмоционального комфорта. На первом месте у таких деток должен стоять сон, а уже затем различные виды физической активности.

Здоровье ребенка: Безопасность дома

Благодаря своей новой мобильности скоро малыш сможет много куда добраться, а значит, вам нужно позаботиться о том, чтобы ваш дом был безопасным для маленького исследователя. Возможно, вы уже приняли меры безопасности, если нет – сейчас самое время начать. Внимания требуют не только детская мебель и оборудование, но также розетки и дверцы шкафчиков.

Безопасное оборудование

Чаще всего дети травмируют себя дома, падая. Проверьте, что кроватка, пеленальный столик, стул для кормления соответствуют требованиям безопасности и правильно собраны. Вот некоторые требования, которые должны соблюдаться:

Кроватка

  • Расстояние между прутьями должно быть не более 7 см, чтобы голова ребенка не могла застрять между ними.

  • Матрас должен быть жестким и плотно входить в кроватку (зазор между матрасом и каркасом кровати должен быть не шире двух пальцев).

  • Опустите матрас на самый нижний уровень до того, как малыш научится стоять сам.

  • В детской кроватке не должно быть незакрепленного постельного белья, подушек, одеял, пледов, бамперов и игрушек. Все эти предметы могут стать причиной удушения.

Столик для пеленания

  • У пеленальных столиков с четырех сторон должны быть бортики высотой 5 см. Подстилка для пеленания должна иметь вогнутую форму, чтобы малыш не мог перевернуться и упасть со столика.

  • Если у пеленального столика есть ремни, обязательно застегивайте их, а также всегда придерживайте ребенка рукой, когда меняете ему подгузник.

  • Подгузники и влажные салфетки держите под рукой, но так, чтобы малыш не мог до них дотянуться.

Стульчик для кормления

  • Выбирайте стульчик с широким основанием. Не ставьте стульчик близко к столу, чтобы ребенок не мог оттолкнуться и перевернуть стульчик.

  • Когда малыш сидит в стульчике, пристегивайте его ремнями.

  • Проверяйте, чтобы все маленькие детали были надежно закреплены, и малыш не мог их отсоединить. Они могут представлять риск удушения.

Манеж

  • Проверьте, чтобы в манеже не было никаких повреждений и незакрепленных частей (в том числе материала).

  • Если малыш уже умеет подтягиваться, уберите из манежа все крупные предметы или игрушки, которые он может использовать как опору, чтобы вылезти.

  • Регулярно проверяйте целостность манежа.

Безопасность в воде

Для младенцев и маленьких детей потенциально опасна глубина даже 3 см. Поэтому родителям нужно быть особо осторожными в ванной, а также рядом с бассейном и водоемами (например, на территории загородного дома).

Никогда не оставляйте ребенка без присмотра в ванной или рядом с любыми открытыми контейнерами с водой, напримеp ведрами и канистрами. Всегда закрывайте туалет и установите блокиратор на крышку унитаза.

Если у вас есть бассейн, установите по всему периметру забор высотой 1,5 метра с автоматически закрывающимся замком. Перед плаванием уберите все покрытия с бассейна. Держите поблизости спасательный круг и мобильный телефон. Многие малыши очень любят воду, и вы можете отлично провести вместе время в бассейне

Просто не забывайте про безопасность: все ваше внимание должно быть на малыше. Постарайтесь устранить все возможные причины, чтобы отвлечься

Физиологические изменения

  • Мышцы младенца в 5 месяцев значительно укрепляется, он становится более пропорциональным.
  • Зрение у крохи продолжает развиваться, ему уже нравится рассматривать картинки, движущиеся и статичные предметы.
  • Так как в 5 месяцев малыш практически всё тянет в рот, у него начинает обильно выделяется слюна.
  • Стул ребенка на грудном вскармливании происходит 5-6 раз в сутки. При ИВ стул обычно гораздо реже, до 1-2 раза в день, при этом его плотность больше, а запах резче.
  • Норма мочеиспускания(количество пописов) в 5-месячном возрасте до 15 раз в сутки.
  • Полностью проходит гипертонус.

Частые проблемы, с которыми вам предстоит столкнуться в этом возрасте

  1. Падения. Подвижность пятимесячного малыша возрастает, поэтому оставлять его без присмотра нельзя ни на минуту, так как в любой момент ребенок может подползти к краю или перевернуться и оказаться на полу. Если малютка упал, понаблюдайте за его поведением и при необходимости немедленно обратитесь к врачу.
  2. Капризничает, потому что прорезаются зубки. Это доставляет крохе немалый дискомфорт,  дайте ему грызть прорезыватели и пользуйтесь гелями с охлаждающим и обезболивающим эффектом.
  3. Первый прикорм сопровождается проблемами со стулом. Чаще всего это запор, к нему приводит недостаток жидкости и ранний ввод в прикорм белковых и молочных продуктов. Подробнее об этом читайте в статье про запор при введении прикорма.
  4. Недостаток веса. Если вес малютки за 5-й месяц изменился меньше, чем на 500 грамм, можно начинать вводить прикорм.
  5. Если в 5-месячном возрасте остались признаки гипертонуса, то это указывает на неврологическую патологию и нужна консультация невролога.

Поведение, эмоции и общение

продолжается развитие понимаемой и активной речи. Ребёнок различает интонации в разговоре взрослых. Знает, ласково к нему обратились или, наоборот, строго. «Гуление» становится всё продолжительнее. Различаются отдельные звуки и слоги;
малыш узнаёт близких и отличает их от незнакомых людей. Привязанность к матери остается такой же сильной

В её отсутствие ребёнок может стесняться окружающих, прекращать игру;
в зависимости от ситуации демонстрирует разнообразие эмоций – радость, страх, обида, любопытство;
младенец учится осознанно привлекать внимание, используя крик и близлежащую погремушку;
обозначается развитие предметной памяти. Если уже известную для малыша игрушку частично спрятать на видном месте, ребёнок, увидев только часть, с радостью её узнает и потянется, чтобы захватить;
из всех игрушек выделяет любимые, с которыми предпочитает играть чаще.

Занятия с ребенком в 5 месяцев (как развивать)

Малыш в пять месяцев приобретает интересную привычку – он с удовольствием бросает на пол игрушки. Некоторые мамы раздражаются, однако в этом есть огромный элемент развития. Не ругайте малыша, а наклоняйтесь с ним и предложите ему поднять предметы. Крохе будет интересно – это выльется в своеобразную игру. Он поступает как взрослый! Ребенок отмечает для себя — насколько быстро падает этот предмет, звонко или приглушенно звучит. К тому же развивает моторику, координацию движений.

Прекрасно развивает малыша игра «А ну-ка, поймай!» — с мячиком или игрушкой – пищалкой. Называйте игрушки по имени, когда малыш тянет ручки — старайтесь отодвигать предмет дальше.Чтобы стимулировать словарный запас малыша, показывайте ему крупные цветные картинки с животными или яркими предметами, рассказывайте о составных частях. Показывайте свою фотографию и рассказывайте где носик, ротик и так далее. Обогащайте знания крохи об окружающем мире, описывая действия — едет на велосипеде, смеется, машет рукой и так далее. Некоторые малыши уже сидят, пытаются стоять, но делают это неумело.

Частые проблемы

Пятимесячный ребёнок большой непоседа. Поэтому он может резко перевернуться и удариться. За ним надо очень внимательно следить и не оставлять одного. У детей в этом возрасте начинают резаться зубы, потому они могут капризничать, плакать и даже кричать. Первые прикормы могут изменить состояние стула ребёнка. Довольно часто у него может возникать запор. Тогда стоит исключить новые продукты из рациона малыша. Их можно будет попробовать ввести позже. Если вы кормите грудью, и малыш за месяц поправляется меньше чем на полкилограмма, то сходите к врачу.

Если у малыша сохраняются рефлексы новорождённого и есть гипертонус, то также не стоит откладывать с визитом к специалисту.

Эмоции и общение

Психическое развитие ребенка позволяет ему испытывать и воспроизводить широкий спектр эмоций.

Кроха умеет:

  1. хохотать;
  2. требовать;
  3. сердиться, радоваться;
  4. малыш может выразить свое хорошее настроение или недовольство не только смехом или плачем, но и интонацией лепета.

Социальное, семейное развитие ребенка выражается в том, что в 5 месяцев жизни он охотно проводит время с близкими людьми, узнает их, радуется им. Но если его попытается взять незнакомый человек – может насторожиться и даже заплакать.

В пять месяцев ребенка психическое развитие не различается у девочек и мальчиков: что должен уметь мальчик, то могут и девочки.

В это возрасте наступает переломный момент в психоэмоциональном развитии недоношенных деток. Именно тогда большинство из них начинает гулить, брать игрушку, переворачиваться, активно контактировать со взрослыми.

Развитие недоношенного ребенка на пятом месяце жизни должно проходить в атмосфере физического и эмоционального комфорта. На первом месте у таких деток должен стоять сон, а уже затем различные виды физической активности.

Что должен уметь делать 5-месячный мальчик?

Пятимесячные мальчики подвижнее девочек. Они лучше ориентируются в пространстве. Существует специальный календарь развития, в котором указаны навыки и способности детей по возрастам.

Мальчики в пять месяцев должны уметь:

  • следить за движущимися предметами, пытаться поймать их рукой;
  • удерживать голову в любом положении;
  • переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • имитировать движения ползания при нахождении в положении лежа на животе;
  • брать из рук взрослого игрушку;
  • различать яркость освещения;
  • подниматься на предплечья, находясь в позиции лежа на животе;
  • гулить (в речи появляются согласные звуки л, п, м).

Недоношенные дети отстают в развитии. Возраст 5 месяцев для них является переломным. В это время они начинают догонять своих сверстников, появившихся на свет в срок. Показатели роста, веса, психики недоношенных мальчиков приближаются к норме.

Приближение показателей к норме дает возможность недоношенным малышам овладевать такими навыками и умениями:

  • удержание головки;
  • нахождение взглядом источника звука;
  • переворачивание.

Многие пятимесячные мальчики делают первые попытки садиться из положения лежа. Некоторые родители для совершенствования и закрепления данного навыка покупают сидячую коляску, стульчик для кормления. Пользоваться такими приспособлениями еще рано, поскольку мышцы живота у малыша еще очень слабые.

Позвоночник недостаточно окрепший, поэтому нужно следить за тем, чтобы на него не оказывалась большая нагрузка. Раннее присаживание способно привести к ряду серьезных проблем, которые могут проявиться в подростковом возрасте (остеохондроз, сколиоз, гипоксия внутренних органов).

Особенности питания пятимесячных

Для малышей, находящихся полностью на грудном вскармливании, питание не меняется, так как прикорм начинают вводить только через месяц.

В случае, когда педиатр считает, что ребенку не хватает молока из-за быстрого скачка в росте и увеличившейся физической активности, он может порекомендовать введение в рацион каши, заменяя ей одно кормление.

При наличии постоянных проблем со стулом, то есть запоров, можно начать вводить овощное пюре — без соли, масла и специй, по схеме, согласованной с врачом.

Для детей, находящихся на искусственном вскармливании, в рацион добавляют каши и овощное пюре. Из стандартных пяти кормлений три приходится на привычную смесь, в одно кормление дают кашу и в одно — овощи.

Развиваемся, играя

Грудничок нуждается в тесном взаимодействии с мамой. Любимая игра детишек этого возраста — кидать игрушку, чтобы взрослый вернул ее. Хорошо воспринимаются пальчиковые игры, забавы, сопровождаемые хлопаньем в ладоши («Ладушки»). Очень радуют малышей сценки, которые разыгрывает мама при помощи игрушечных животных. Они могут плясать под веселую музыку, издавать характерные звуки (мяукать, рычать, мычать и т. д.).

Чтобы снизить страх перед исчезновением мамы, поиграйте в прятки. Можно скрываться за предметом или накидывать на голову одеяло, а затем выглядывать. Действия сопровождаются словами: «Где мама?», «Вот мама! Ку-ку!»

Большую роль в развитии деток играют правильные игрушки. Они должны быть разными на ощупь и по форме ручки (палочка, петелька, гантелька, булава, кольцо, хвост животного). Наличие интересных элементов обязательно. Это могут быть пищалки, пересыпающиеся наполнители, двигающиеся внутри шарики, которые хорошо просматриваются через прозрачную поверхность. Нравятся грудничкам подвижные игрушки: мобили, неваляшки, колокольчики, звенящие мячики.

Интерес к погремушкам быстро угасает, поэтому их лучше разделить на 4 группы и менять 2 раза в неделю.

Развитие ребенка в 4–5 месяцев

Одной из важных особенностей развития ребенка в 4 месяца является изменение окружности головы. У новорожденного окружность головы заметно превышает окружность груди. К концу 4 месяца это соотношение изменяется: длина окружности головы и груди становится примерно одинаковой. Величина окружности грудной клетки является важным показателем развития ребенка в 4 месяца: если она увеличивается и по обхвату достигает или несколько «обгоняет» окружность головы, это свидетельствует о нормальном физическом развитии малыша.

В 4 месяца здоровый ребенок должен уметь приподнимать голову, лежа на животе, а также свободно поворачивать ее, если что-то привлекает его внимание. Лежа на спине, малыш поднимает руки и ноги, играет с ними

Главным органом познания, задействованным в процессе развития ребенка в 4–5 месяцев, является рот: любые удобные для захватывания предметы и игрушки он стремится «попробовать на вкус».

Время бодрствования четырехмесячного ребенка достигает полутора часов. Около 15–20 минут малыш способен находиться один, развлекаясь с помощью подвешенных над кроваткой игрушек. Однако большую часть времени он требует внимания взрослых. Ребенок активно гулит, узнает лица и голоса родителей, а также хорошо реагирует на интонации: положительные эмоции при общении с близкими радуют и успокаивают его, а сердитый или резкий возглас может легко напугать. Четырехмесячный малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи, а также начинает проявлять личные предпочтения – у него появляются любимые игрушки. Игрушки для пятимесячного ребенка можно не только подвешивать над кроваткой, но и класть рядом. Малыш будет пытаться захватывать их, стремясь испытать новые тактильные ощущения.

Основной упор в этот период необходимо делать на укрепление мышц с помощью гимнастических упражнений. На четвертом месяце ребенок обычно пытается перевернуться на бок, но его движения пока тренировочные. К началу пятого месяца многие дети умеют самостоятельно переворачиваться на бок, лежа на животе, а затем учатся поворачиваться на бок и на живот из положения лежа на спине.

В развитии ребенка в 5 месяцев наступает непростой период – прорезывание первого зуба. Уже за несколько недель до этого события малыш может стать беспокойным и капризным, так как будет испытывать неприятные болезненные ощущения в области десен.

К началу пятого месяца некоторые дети уже пытаются сидеть, но только опираясь на вытянутые вперед руки. Также в этот период повышается двигательная активность ребенка: поворачиваясь, он способен самостоятельно перемещаться в кроватке, чтобы дотянуться до расположенных на небольшом расстоянии игрушек.

Игрушки для развития

Пирамидкой

Обратите внимание, что пластик, из которого сделана пирамидка должен быть безопасным. Его структура должна быть ровной и однородной, цветовое решение элементов — близким к основным цветам спектра

В качестве первой пирамидки достаточно взять небольшую, до 6-ти элементов.
Неваляшки. Этот вид игрушек очень нравится детям 5-ти месяцев. Они с удовольствием толкают их, трогают, заставляют звучать.
Мягкие вкладыши. Для младенцев продаются специальные наборы крупных мозаик-вкладышей, на которых в возрасте 5-ти месяцев малыш может развивать мелкую моторику, а став постарше, изучать изображенные предметы.
Книги для младенцев. В продаже есть множество книжек для детей до года. Они могут быть выполнены из ткани, твердого картона или даже пластика. Основные требования к такой продукции – безопасность, долговечность, яркость и доступность изображений.
Развивающие коврики. Существует огромное количество разнообразных ковриков для младенцев. Для усиления развивающего и массирующего эффекта хорошо использовать варианты, набитые не только мягкими материалами, но и мелкими деталями. Но при их использовании стоит внимательно следить за целостностью вещи, чтобы предупредить заглатывание мелкого наполнителя. Младенцы не понимают опасности, они просто играют с тем, что видят, тянут в рот.
Сенсорные подушечки и кубики. Для развития моторики рук можно предложить малышу щупать специальные сенсорные игрушки, наполненные разными небольшими предметами, разной величины. После каждой игры внимательно просматривайте такие игрушки на целостность. При появлении дырочек, затяжек или разрывов стоит убрать предмет из постоянного пользования или починить.

Чем занять малыша

Малыш постоянно нуждается во внимании взрослого человека. Но бывают моменты, когда маме нужно заняться домашними делами, а кроха все время сидит на руках и не дает возможности что-либо сделать. Для того, чтобы найти выход в данной ситуации без капризов и слез, необходимо приучать ребенка к самостоятельным играм.

Любое новое и интересное занятие способно отвлечь малыша и переключить его внимание на другую деятельность.

Заинтересовать кроху могут любые яркие и пока еще незнакомые игрушки. Исследуя и производя различные манипуляции с ними, он может некоторое время побыть один.

Если мама занята на кухне, то ребенок обрадуется кухонным инструментам, которые ему дадут на растерзание. Например, деревянную ложку и кастрюлю, по которой можно стучать. Шума много, но руки мамы свободны!

Психологическое развитие

улыбаясь

Незнакомых он боится и начинает плакать в их присутствии. У малышей 5 месяцев появляются любимые игрушки. Дети этого возраста не могут долго удерживать в своей памяти лица людей. Поэтому бабушки, дедушки, тети и дяди, которые навещают кроху нечасто, будут для него еще некоторое время чужими.

Грудничок в 5 месяцев уже умеет различать интонацию в голосе. Если с малышом разговаривать ласково, тогда он будет выражать радость. Заметив строгость в голосе, ребенок может расплакаться. Негативные эмоции у грудничка вызывает незнакомая ему обстановка

В такой ситуации для малыша важно присутствие мамы с папой

Частые проблемы в этом возрасте и как их решать

Основными проблемами в пятимесячном возрасте являются:

  • травмы из-за падений и ударов о крупную мебель после того, как ребенок начал переворачиваться и ползать;
  • проблемы с пищеварением из-за слишком раннего введения прикорма;
  • повышенная капризность, температура, раздражительность, плохой сон из-за начала прорезывания зубов.

Для того, чтобы подобных проблем не возникало, необходимо подготовиться к этому периоду:

  1. Обезопасить дом, купить манеж, выкладывать малыша на животик на пол, а не на кровать, не оставлять его одного.
  2. Перед введением прикорма советоваться с врачом и ни в коем случае не торопиться.
  3. Купить прорезыватели для зубов, специальный гель для десен.

Тревожные признаки

Здоровые дети должны быть шумными и подвижными. Родителям стоит обратиться к врачам, если малыш в 5 месяцев:

  • плохо держит голову;
  • не проявляет интереса к игрушкам;
  • не способен сконцентрироваться на предмете даже нескольких секунд;
  • почти все время спит или спокойно лежит в кроватке, не пытаясь привлечь внимания к себе;
  • не улыбается и не радуется членам семьи;
  • не реагирует на звуки;
  • не гулит;
  • не может присесть с помощью взрослого.

В 5 месяцев малышу можно помочь, если вовремя начать лечение. Сравнивая показатели своего ребенка и возрастные нормы, не надо забывать об индивидуальных особенностях. Небольшие отклонения легко исправляются при помощи специальной гимнастики или развивающих занятий. Главное — не накручивать себя и не ожидать от ребенка выдающихся результатов. Возраст, в который ваш малыш поползет, никак не влияет на его дальнейшую судьбу.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, в краткой таблице развития, изложим все достижения 5-месячного малыша:

Критерии Достижения
Вес, рост По сравнению с предыдущим месяцем малыш прибавил в весе 700г и подрос на 2 см.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
  • опираясь на ладони, длительное время лежит на животе;
  • развиваются движения, способствующие навыку ползания;
  • умеет перекладывать погремушку из одной руки в другую;
  • ритмично взмахивая погремушкой, извлекает звуки;
  • поворачивает голову в сторону источника звука;
  • прислушивается к взрослой речи, начинает певуче гулить;
  • пробует произносить некоторые согласные звуки;
  • малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произнести их в виде отдельных слогов;
  • по-разному реагирует на близких и незнакомых людей, то же самое касается и окружающего пространства;
  • различает ласковый и сердитый тона голоса, по-разному на них реагирует;
  • уверенно держит головку;
  • появляется избирательное отношение к взрослым;
  • начинают прорезаться зубы.
Питание
  • с 5 месяцев вводится первый прикорм;
  • с 5,5 месяцев вводится второй прикорм.
Уход и гигиена Начинает беспокойно реагировать на испачканное и мокрое белье
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector