10 идей для исследовательских проектов в начальной школе
Содержание:
- Содержание работы
- Правила оформления
- Темы проектов про растения
- Как правильно оформить проект
- Определение проекта в школе
- История возникновения
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 — 4 классы — Совместный проект «Огород на окне — овощи на столе» в подготовительной группе и 1 классе
- Получаемые навыки
- Подборка примерных тем
- Что такое индивидуальный проект
- 10 — бонус на зимние каникулы: Какой бывает снег
- Летние открытия для детей
- Темы исследовательских проектов про цветы
- Как делать запасы полезного иван-чая на зиму
- Цель поискового метода в начальной школе
- Темы исследовательских работ для начальной школы
Содержание работы
Любая готовая исследовательская работа в начальной школе должна быть актуальной, содержать какой-то элемент новизны, уникальности. Вместе с учителем ребенок ставит для своего исследования определенную цель. Индивидуальная исследовательская работа в начальной школе, готовые проекты должны иметь конкретную цель. Например, ребенок может запланировать в своем исследовании изучение способов пересадки садовой земляники. Образец исследовательской работы в начальной школе представим ниже, чтобы продемонстрировать полную структуру школьного проекта.
Помимо цели, в работе обязательно указываются задачи, которые юный исследователь поставил перед собой. Для того чтобы ребенку было легче искать теоретический материал, указывают предмет и объект.
Что еще включает исследовательская работа в начальной школе? 4 класс является выпускным на начальной ступени обучения, поэтому ребята уже умеют делать предположения. В исследовании указывают ту гипотезу, которую начинающий ученый планирует подтвердить в ходе своей экспериментальной деятельности.
В основной части исследования проводится полноценный обзор различных книг по проблеме выбранного исследования. Если тема связана с практической деятельностью, то лабораторные опыты включаются в работу. Последним разделом любого исследования является тот, в котором ребенок должен сделать выводы, дать рекомендации по проблеме своего исследования.
Что еще подразумевает исследовательская работа в начальной школе? 3 класс уже умеет работать с литературными источниками, поэтому в работе указывается список литературы, используемой автором.
Правила оформления
Как осуществляется исследовательская работа в начальной школе? Оформление ее ничем не отличается от тех правил, которые предъявляются к научным трудам школьников. Обязательно у любого проекта либо работы должен быть титульный лист. На нем указывается название той школы, на базе которой была выполнена работа. Также прописывается название работы, фамилия и имя ученика, а также учителя, который выступил в роли научного руководителя.
Готовая исследовательская работа в начальной школе предполагает наличие содержания (оглавления). В нем указывается перечисление основных разделов, которые есть в данной работе. Указываются и страницы, на которых представлена информация по каждому пункту исследования.
Темы проектов про растения
Темы исследовательских работ начальных классов о растениях:
Комнатные растения
Темы проектных работ начальной школы о комнатных растениях
Выращивание кактусов в домашних условиях.
Зелёный подоконник в школе
Кактус – колючий друг
Кто ты, кислый лимон?
Лечат ли комнатные растения простуду?
Мир кактусов
Мир растений на подоконнике.
Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
Мои зеленые друзья
Мой любимый цветок — бегония.
Мой цветник
Мой сад
Мой чудо-цветок
Моё увлечение — кактусы.
О комнатных растениях.
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Секреты «бабушкиной герани».
Удивительные кактусы.
Фиалка для мамы
Фиалки в подарок бабушке.
Что мы знаем о лимоне?
Огород
Аптека на грядке: бабушкина капуста
Ах, картошка, картошка!
Ах, морковка, объедение!
Без окон, без дверей полна горница людей.
«Весёлая фасоль»
Где лучше растет лук?
Где растут мочалки?
Загадки про овощи и фрукты.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Любимая картошка в жизни нашей семьи.
Лук от семи недуг
Наблюдение за развитием лука.
Наш друг — лук порей
Нужна ли подкормка рассаде кабачков?
Обитатели приусадебного участка.
Опыт с фасолью. Проращивание
Органическое земледелие
Откуда к нам пришли помидоры и почему их так назвали.
Подбор растений для альпинария.
Польза картофеля для здоровья человека.
Помидор — плод здоровья
Праздник картофеля — Бульба.
Сеньор-помидор
Фасоль — хороший или плохой сосед на грядке?
Раз горох, два горох…
Что наша жизнь? Игра? Нет – кабачковая икра!
Ступеньки жизни. История жизни фасолевого семечка.
Как правильно оформить проект
Проектная деятельность сопровождается оформлением документации, которая является обязательной составляющей. Она условно называется «Паспорт проекта». Основные составляющие Паспорта проекта:
1. |
Название проекта |
|
2. |
Вид проекта |
|
3. |
Команда проекта |
Куратор, члены команды. |
4. |
Описание проекта, проблема |
Проблемный вопрос. Актуальность выбранной темы исследования. |
5. |
Идеальный образ |
Краткое описание того, что в идеале должно получиться. |
6. |
Цель данного проекта |
|
7. |
Задания |
|
8. |
Ожидаемые результаты |
Отчётная документация:
|
9. |
Планирование работы |
Направления деятельности: 1, 2, 3 |
10. |
Контролирование, промежуточные отчёты. |
Индивидуальные беседы, промежуточные отчёты в виде домашних заданий, письменные проверочные работы. |
11. |
Презентация готового продукта. |
Мультимедийная презентация результатов, научное выступление, видеоролик. |
Наличие документации – основная составляющая, отличающая обычное творческое задание от проекта.
Определение проекта в школе
Профессор Е.С. Полат под методом проектов рассматривает способ достижения познавательной цели через детальное изучение проблемы (технологию), которая в итоге будет иметь реальный, практический, соответствующе оформленный результат.
По его мнению, это также совокупность приёмов, действий проектантов в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, которая имеет особое значение для всех участников процесса и должна быть выражена в виде определённого продукта.
Американские педагоги В. Килпатрик и Ф. Паркер сформулировали своё определение: проект – это акт практической деятельности, в основу которого положен целевой интерес ребенка, последовательное решение учениками жизненных ситуаций и проблем.
Таким образом, работа над проектом – это практика личностно ориентированного обучения в процессе конкретной работы ученика, на основе его свободного выбора, с учетом его интересов.
История возникновения
Первые упоминания о методе проектов возникли в Америке в 90-х годах ХХ века. Всё началось с педагогических идей и исследований Джона Дьюи (1859-1952 гг.). Ученый впервые ввёл в педагогический процесс термин «метод проектов», дал его чёткое формулирование, обосновал содержание.
Школьные проекты появились в США
Дж. Дьюи выделил основные концептуальные особенности проекта:
- проектант самостоятельно принимает решения в повседневных вопросах через практическую деятельность;
- участник проекта развивает творческие способности благодаря коллективной деятельности;
- каждый участник имеет личную заинтересованность в результате работы.
В 1905 году группой русских учёных под руководством С. Шацкого было проведено исследование активного внедрения в педагогический процесс проектных технологий. Немного позже, в конце 30-х годов, эту методику признали «непедагогичной».
В Советском Союзе проектная деятельность не бралась во внимание во время учебного процесса, но иногда использовалась во внеклассной работе, либо в виде ученических рефератов. Таким образом, метод проектов имеет довольно долгую историю и большое количество наработок как русских, так и иностранных учёных
Проекты в школе. Начальные классы, 1 — 4 классы — Совместный проект «Огород на окне — овощи на столе» в подготовительной группе и 1 классе
Публикация «Совместный проект «Огород на окне — овощи на столе» в…»
Выступление по проектной деятельности. Проект « Огород на окне-овощи на столе» 1 слайд. Здравствуйте,дорогие гости. Мы, учитель 1-го класса Счеснюк Наталья Валентиновна и я, воспитатель дошкольной группы Демидова Ольга Александровна, представляем вашему вниманию проект « Огород…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Ученический проект по окружающему миру в 4 классе «Удивительное рядом. Как появляется радуга»
VII районная научно-практическая конференция обучающихся «Первые шаги в науку» _ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колыванская средняя общеобразовательная школа №1» Научный дебют (начальные классы) «Удивительное рядом. Как появляется радуга» Автор проекта:…
Творческий проект. Математическая сказка «Приключения щенка Кефирчика». 3 класс
Творческий проект. математическая сказка «Приключения щенка Кефирчика». 3 класс Елена Алёшина Тип проекта: индивидуальный, краткосрочный, творческий. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов: активизировать интерес к изучению математики, расширить…
Проект по окружающему миру в начальной школе «Мой класс и моя школа»
Цель проекта: мотивация учащихся для выполнения проекта; формирование понятий необходимых для организации успешной интересной учебы; развитие познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса к изучению…
Проекты в школе. Начальные классы, 1 — 4 классы — Проект в 1 классе «Живая азбука»
Статья «Проект в 1 классе «Живая…»
Проект рассчитан на три недели, проводится в 1 классе в конце периода обучения грамоте (март. Все этапы проекта логически связаны между собой – от изучения отдельных букв до чтения книг. Цель проекта: — подведение итогов работы по Азбуке. Задачи: — развитие познавательной…
Проект по русскому языку «Зимняя страничка». 4 класс
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Дубровская основная общеобразовательная школа» Проект по русскому языку «Зимняя страничка» Выполнила ученица 4 класса Головина Валерия Руководитель: Новикова Наталья Владимировна Учитель- логопед 2019г. Цель: составить свой словарь…
Творческий коллективный проект во 2 классе «Сохраним память в камне»
СОХРАНЯЯ ПАМЯТЬ В КАМНЕ… (творческий коллективный проект) (авторы: Каримова Арина, Шкитов Леонид, обучающиеся 2 класса) Введение У каждого человека есть Родина и каждый любит то место, где он родился и живёт. Любит родные просторы горы, поля, леса. Какая притягательная сила…
Проектная деятельность учащихся 2 класса по созданию социальной рекламы «Правила использования мобильных телефонов в школе»
татья воспитателя ГПД ГБОУ НОШ №300 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга по теме: «Проектная деятельность учащихся 2 класса по созданию социальной рекламы: Правила использования мобильных телефонов в школе». Внеурочная деятельность учащихся. Цель проекта: Создать условия для…
Проекты в школе. Начальные классы, 1 — 4 классы — перейти на главную страницу рубрики.
Страницы:
4 …
Получаемые навыки
Готовая научно-исследовательская работа в начальной школе представляется автором перед одноклассниками. Ребята учатся анализировать деятельность других школьников, задавать вопросы, отвечать на них
Опыт творческого мышления, проведенные опыты и эксперименты, обеспечивают глубокое понимание важности рассматриваемой работы, повышают у младших школьников интерес к научной работе
Исследовательская работа ученика начальной школы является прогрессивной формой образовательного процесса в современной школе. Тот богатый опыты, который в процессе совместной деятельности с родителями и педагогами получают дети, дает им реальную возможность проявления своих творческих и интеллектуальных способностей.
Подборка примерных тем
Для школьников они делятся прежде всего по предметам.
Биология
Как отличить свежее яйцо от испорченного
Опыты с куриным яйцом:
- Как отличить свежее яйцо от несвежего с помощью воды.
- Исследовать прочность скорлупы яйца, сравнить сырое и вареное.
- Найти способы упростить процесс очистки вареного яйца.
- Найти оптимальное время для варки куриного яйца всмятку и вкрутую.
Что любит есть твой питомец
Опыты с домашними животными:
- Исследовать, сколько времени и сил надо затратить для обучения щенка одному навыку.
- Составить пособие по выработке навыков у щенков.
- Изучить, какие продукты любят есть домашние животные.
- Правда ли кошки являются ночными животными.
- Вычислить, какое время в течении суток хомяк находится в активном движении.
Общие:
- Зачем человек дышит и на какое время может задержать дыхание.
- Зачем человек пьет и сколько может без воды, не чувствуя сильного дискомфорта.
- Зачем человеку нужны слезы.
- В каких ситуациях человек плачет.
- Почему человеку нужно пить пресную воду.
-
Почему пожилые люди быстрее устают.
- Почему люди смеются, когда их щекочут.
- Почему маленькие дети не могут говорить.
- Почему люди смеются, когда их щекочут.
- Есть ли люди, которые не боятся щекотки.
- Что такое болевой порог.
- Зачем человеку нужна боль.
- Нужно ли извиняться.
Экология
- В чем опасность от обычного мусора для планеты.
- Как убедить людей перестать мусорить.
- Зачем нужно беречь питьевую воду.
- Какие животные уже исчезли с лица планеты.
- Как спасти вымирающих животных.
- Как защитить вымирающие растения и почему они стали такими.
Игрушки
- Какие куклы больше нравятся девочкам – барби или пупсы
- Зачем мальчикам нужны разные модели машинок
- Опасны ли игры в войну
- Чему учат игры с оружием
- Есть ли польза в компьютерных играх
- Как правильно проводить время за компьютером
- Какая одежда нравится больше: модная и неудобная или удобная и повседневная
- Нужна ли смешная, но модная одежда
- Почему некоторые игрушки ставятся модными для всех
В средних и старших классах на первое место выходят темы литературные и узконаучные.
Литература
- Проследить общие мотивы в сюжетах мировых сказок.
- Составить образ положительного героя из сказок.
- Составить образ положительной героини из сказок.
- Составить образ отрицательного персонажа из сказок.
- Найти и объяснить непонятные слова из творчества для детей А.С. Пушкина.
- Найти и объяснить непонятные слова из народных русских сказок.Сравнить образы в советcких мультиках и иностранные источники (Винни Пух, Карлсон).
- Рекламные слоганы – юмор и эффективность.
- Что было бы, если бы герои известных книг попали в современный мир.
- Чему учат классические романы.
Общие
-
Нужны ли оценки в школе
- Как влияют двойки на самооценку учеников
- Что будет, если отменить систему оценок
- Образ учителя в царской России, в Советском Союзе и сегодня
- Возможно ли живого учителя заменить роботом
- Какое количество учеников в классе оптимально для проведения успешного урока
- Какой вред для класса от одного нарушителя дисциплины
- Нужно ли завтракать по утрам
- Как девушки и юноши относятся сегодня к браку
- Какой процент и куда собирается поступать после школы
- Как строить общение с противоположным полом
- Почему девочки чаще обижаются
- Почему мальчики такие грубияны
- Почему девочки и мальчики смеются над разными вещами
Узконаучные предметы вроде физики и химии предполагают проведение экспериментов в лабораторных условиях под контролем преподавателей.
- Зачем нужен электрический ток
- Правила безопасности при использование электрических предметов
- Зачем нужно выключать бытовые предметы из сети, когда покидаете дом
- Как работают холодильник/телевизор/телефон/ и прочее
Обязательно должны быть темы по безопасности:
Правила поведения на воде/в лесу/на улице/в общественном месте и их важность.
Правила оказания первой помощи при порезе/ударе током/отравлении/солнечном ударе/ушибе/переломе/растяжении/ожоге.
Когда надо звонить в скорую помощь/пожарную/милицию и что говорить
Алгоритм звонка в скорую помощь/пожарную/ милицию.
Как вести себя с агрессивной собакой/бродячей собакой
Как избежать ограбления/нападения
Где лучше хранить деньги/мобильный телефон
Можно ли пользоваться телефоном во время движения по улице, в чем опасность
Итак, только в охвате всех сфер жизни от образования до повседневной психологии можно создать грамотную атмосферу для пробуждения интереса школьников и студентов к исследовательской работе.
Темы должны даваться ученикам, исходя из их уровня, интересов и возможностей.
Что такое индивидуальный проект
По форме проведения проекты бывают индивидуальные и групповые. Вид каждого зависит от количества его участников.
Особенность индивидуального проекта заключается в том, что работа полностью выполняется одним участником в соответствии с его знаниями, желаниями, потребностями, творческим видением. Ученик свободен в выборе основных принципов и методов решения поставленной проблемы.
Ребёнок использует индивидуальные тип и стиль работы, активно формируются навыки самообучения, способности к самостоятельной исследовательской работе, а также ответственность, поскольку выполнения проекта зависит исключительно от одного ученика.
Ученик приобретает опыт выполнения всех этапов проекта – от рождения замысла до конечной рефлексии. Знания, полученные в этих условиях, отличаются большей обоснованностью, их положение лучше аргументированы.
Принципиальное отличие индивидуального образовательного проекта – это свобода. Проектанту предоставляется возможность самостоятельно заниматься проблемой, которая заинтересовала его, поэтому он пытается справиться с трудностями, возникающими в процессе работы над проектом.
Важным является тот факт, что из индивидуальных проектов начинается знакомство с методом проектов в классе: на одном из уроков в начале года ученикам необходимо рассказать о методе проектов, о том, что такое проект, какие существуют виды проектов, каким образом возможно представить результат работы над проектом, и предоставить возможность сделать творческий проект.
10 — бонус на зимние каникулы: Какой бывает снег
Возраст: от 6–7 лет.
Продолжительность: 1–2 недели.
Нам понадобится: лупа, носовой платок, бинт, емкости.
Эксперимент. Лето промчится — вернется снежная уральская зима, и ведь нам снова понадобятся темы для проектов! Предлагаем исследовать: как образуется снег, почему он скрипит, испаряется ли он, какой формы бывают снежинки, можно ли считать снег чистым (и есть его).
Ловите снежинки на варежку и рассматривайте их, отмечайте правильную кристаллическую форму. Ходите по снегу и прислушивайтесь к хрусту-скрипу в морозную погоду и в оттепель — сделайте вывод, что снег скрипит в мороз, скрип издают ломающиеся кристаллики. Пусть ребенок подует на холодный металлический предмет (в выдыхаемом воздухе есть вода в состоянии пара) — предмет начнет покрываться инеем, слой инея будет становиться все толще, все пушистее. Затем проведите варежкой по инею — он посыплется вниз. Точно так же крохотные капельки воды кристаллизуются высоко в небе, превращаясь в правильные снежинки и оседают на землю. Последите за тем, как образуются узоры на стекле, как царапинки на поверхности и потоки воздуха помогают создавать узор из инея.
Повесьте на морозный воздух мокрый носовой платок. Сначала он замерзнет, но через несколько дней полностью высохнет. Это означает, что снег и лед тоже умеют испаряться, и круговорот воды в природе не прекращается зимой. Занесите стакан со снегом в тепло, посмотрите, как быстро снег растает. Оцените прозрачность талой воды — скорее всего, она будет мутной. Сложите бинт в несколько раз, профильтруйте снег — скорее всего, на марлевом фильтре останутся грязные следы. Это говорит о том, что снег успевает вобрать в себя частицы копоти, пока летит на землю, а потом повторно загрязняется на земле.
Исследовательские проекты дают новые знания, развивают наблюдательность, дисциплину и волю. Записывайте исходные данные, промежуточные и итоговые результаты, фотографируйте процесс, — и вы сможете не только интересно провести время, но и написать учебную работу, чтобы поделиться своим опытом с другими детьми и поучаствовать в конкурсе!
![]() |
Летние открытия для детейЗадача родителей — сделать так, чтобы такие короткие и такие долгожданные летние месяцы не стали чередой унылых дней перед телевизором или компьютером, а принесли детям новые знания, удивительные открытия и волшебные воспоминания. Как же сделать летние каникулы насыщенными и полезными? |
Темы исследовательских проектов про цветы
Внимание! Мы также предлагаем скачать для детей игровой тест:Угадай цветочек по картинке. Темы исследовательских работ младших школьников о цветах
Темы исследовательских работ младших школьников о цветах
Лекарственные растения
Темы исследовательских проектов начальных классов о лекарственных растениях:
Бабушкина аптека
Крапива. Что я знаю о ней?
Лекарства- сорняки
Лечат ли комнатные растения простуду?
Нежность ромашки — для души и тела.
Отчего крапива жжется?
Польза алоэ
Я не степью хожу, я хожу по аптеке…
Грибы
Грибное лукошко
Его величество боровик
О чём говорят нам названия грибов?
Плесень — это тоже гриб!
Ты, лисичка, рыжий гриб!
Удивительное царство грибов.
Удивительная находка
Угадай-ка грибок!
Что за гриб на тонкой ножке?
Рыбы
Темы исследовательских работ начальной школы о рыбах:
Аквариум и его обитатели
Аквариумные рыбки — какие они?
Ловись, рыбка, большая и маленькая…
Мой аквариум
Мы создали аквадом, веселятся рыбки в нем.
Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме.
Наблюдение за рыбками-попугаями.
Обитатели водоёмов
Обитатели пресных водоемов.
Почему у камбалы глаза на одной стороне.
Рыбы наших вод
Хищнее щуки рыбы нет…
Что случилось с кетой?
Как делать запасы полезного иван-чая на зиму
Возраст: от 5–6 лет.
Продолжительность: 2–4 дня на одну порцию листьев.
Нам понадобится: листья иван-чая (кипрея узколистного), чистые тканевые салфетки, мясорубка (не обязательно), духовка, чистые емкости.
Эксперимент. Иван-чай запасали и пили наши предки, зная о его оздоровительной силе. Сегодня мы можем купить сборы с иван-чаем в магазине или аптеке, а можем собрать сами! Но секрет иван-чая заключается в правильной ферментации, просто так сушить и заваривать его нет смысла. Предлагаем провести сравнительное исследование: немного иван-чая насушить просто так, а большую часть — ферментировать. Потом заварить оба варианта и сравнить напитки — по насыщенности, цвету, аромату и, может быть, даже по действию на организм.
Иван-чай цветет почти все лето, именно в пору цветения его листья набирают полную силу. В интернете много хороших руководств по ферментации листьев кипрея, они расскажут и о полезных свойствах растения, а еще — о том, что происходит в процессе ферментации. Все это можно рассказать ребенку в процессе работы над запасами иван-чая.
Цель поискового метода в начальной школе
Научно-исследовательская работа в начальной школе направлена на формирование у школьников первичных навыков проведения экспериментов и опытов, овладение ими приемов адаптации в социальной жизни. Физиологические особенности данного возраста подтверждают биологическую потребность детей семи-восьми лет к познанию, получению нового жизненного опыта.
Интересные исследовательские работы в начальной школе помогают зародить в ребятах желание стать настоящими учеными. Жажда получения новых впечатлений должна быть использована педагогом.
Темы научно-исследовательских работ в начальной школе часто связаны с изучением живой природы, семейных ценностей. Они должны побуждать начинающего исследователя к активным действиям, желанию понять тот материал, который он выбрал для своей работы.
Темы исследовательских работ для начальной школы
Темы исследовательских работ и проектов для начальной школы общей тематики:
Я и моя семья
Темы исследовательских работ для начальных классов о семье:
Влияние компьютера на детей.
Волшебство красок
Война и наша семья
Генеалогическое дерево моей семьи.
Из истории детских обязанностей.
Имя в жизни человека
Моя родословная
Лента времени моей семьи.
Награда в нашем доме
Праздники нашей семьи.
Письмо моей бабушки внуку.
Семейные традиции
Семейные реликвии
Спортивная жизнь моей семьи.
Наш дом. Наш двор.
Темы исследовательских работ о природе
Темы исследовательских проектов для начальной школы о природе:
А у нас ананас!
«Белая береза под моим окном»
Береза моя, березонька!
Вечнозелёная красавица леса.
Жизнь леса
Кто красит листья в зеленый цвет?
Лес — наш друг
Мой райский сад
Мой любимый фрукт апельсин.
Новогодняя красавица
Отчего осенью листья меняют цвет?
О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю.
Полезные свойства калины.
Портрет яблони
Почему в яблоке не прорастают семена?
Путешествие косточки
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Почему у елки колкие иголки?
Русская берёзка
Что мы знаем о древесной коре?
Что такое береста?
Что такое листопад?
Этот мексиканский незнакомец – авокадо.
Яблоня и яблоко
Янтарь — волшебные слезы деревьев.
Я садовником родился.