10 идей для исследовательских проектов в начальной школе

Содержание:

Содержание работы

Любая готовая исследовательская работа в начальной школе должна быть актуальной, содержать какой-то элемент новизны, уникальности. Вместе с учителем ребенок ставит для своего исследования определенную цель. Индивидуальная исследовательская работа в начальной школе, готовые проекты должны иметь конкретную цель. Например, ребенок может запланировать в своем исследовании изучение способов пересадки садовой земляники. Образец исследовательской работы в начальной школе представим ниже, чтобы продемонстрировать полную структуру школьного проекта.

Помимо цели, в работе обязательно указываются задачи, которые юный исследователь поставил перед собой. Для того чтобы ребенку было легче искать теоретический материал, указывают предмет и объект.

Что еще включает исследовательская работа в начальной школе? 4 класс является выпускным на начальной ступени обучения, поэтому ребята уже умеют делать предположения. В исследовании указывают ту гипотезу, которую начинающий ученый планирует подтвердить в ходе своей экспериментальной деятельности.

В основной части исследования проводится полноценный обзор различных книг по проблеме выбранного исследования. Если тема связана с практической деятельностью, то лабораторные опыты включаются в работу. Последним разделом любого исследования является тот, в котором ребенок должен сделать выводы, дать рекомендации по проблеме своего исследования.

Что еще подразумевает исследовательская работа в начальной школе? 3 класс уже умеет работать с литературными источниками, поэтому в работе указывается список литературы, используемой автором.

Правила оформления

Как осуществляется исследовательская работа в начальной школе? Оформление ее ничем не отличается от тех правил, которые предъявляются к научным трудам школьников. Обязательно у любого проекта либо работы должен быть титульный лист. На нем указывается название той школы, на базе которой была выполнена работа. Также прописывается название работы, фамилия и имя ученика, а также учителя, который выступил в роли научного руководителя.

Готовая исследовательская работа в начальной школе предполагает наличие содержания (оглавления). В нем указывается перечисление основных разделов, которые есть в данной работе. Указываются и страницы, на которых представлена информация по каждому пункту исследования.

Темы проектов про растения

Темы исследовательских работ начальных классов о растениях:

Комнатные растения

Темы проектных работ начальной школы о комнатных растениях
Выращивание кактусов в домашних условиях.
Зелёный подоконник в школе
Кактус – колючий друг
Кто ты, кислый лимон?
Лечат ли комнатные растения простуду?
Мир кактусов
Мир растений на подоконнике.
Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
Мои зеленые друзья
Мой любимый цветок — бегония.
Мой цветник
Мой сад
Мой чудо-цветок
Моё увлечение — кактусы.
О комнатных растениях.
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Секреты «бабушкиной герани».
Удивительные кактусы.
Фиалка для мамы
Фиалки в подарок бабушке.
Что мы знаем о лимоне?

Огород

Аптека на грядке: бабушкина капуста
Ах, картошка, картошка!
Ах, морковка, объедение!
Без окон, без дверей полна горница людей.
«Весёлая фасоль»
Где лучше растет лук?
Где растут мочалки?
Загадки про овощи и фрукты.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Любимая картошка в жизни нашей семьи.
Лук от семи недуг
Наблюдение за развитием лука.
Наш друг — лук порей
Нужна ли подкормка рассаде кабачков?
Обитатели приусадебного участка.
Опыт с фасолью. Проращивание
Органическое земледелие
Откуда к нам пришли помидоры и почему их так назвали.
Подбор растений для альпинария.
Польза картофеля для здоровья человека.
Помидор — плод здоровья
Праздник картофеля — Бульба.
Сеньор-помидор
Фасоль — хороший или плохой сосед на грядке?
Раз горох, два горох…
Что наша жизнь? Игра? Нет – кабачковая икра!
Ступеньки жизни. История жизни фасолевого семечка.

Как правильно оформить проект

Проектная деятельность сопровождается оформлением документации, которая является обязательной составляющей. Она условно называется «Паспорт проекта». Основные составляющие Паспорта проекта:

1.

Название проекта

 

2.

Вид проекта

  • по форме;
  • по продолжительности;
  • по дисциплине;
  • по основной деятельности.

3.

Команда проекта

Куратор, члены команды.

4.

Описание проекта, проблема

Проблемный вопрос. Актуальность выбранной темы исследования.

5.

Идеальный образ

Краткое описание того, что в идеале должно получиться.

6.

Цель данного проекта

 

7.

Задания

  • рассказать о…
  • выделить…
  • доказать, что…

8.

Ожидаемые результаты

Отчётная документация:

  1. Ключевой вопрос (проблема).
  2. Тематические вопросы.
  3. Теоретический материал по теме.

9.

Планирование работы

Направления деятельности: 1, 2, 3

10.

Контролирование, промежуточные отчёты.

Индивидуальные беседы, промежуточные отчёты в виде домашних заданий, письменные проверочные работы.

11.

Презентация готового продукта.

Мультимедийная презентация результатов, научное выступление, видеоролик.

Наличие документации – основная составляющая, отличающая обычное творческое задание от проекта.

Определение проекта в школе

Профессор Е.С. Полат под методом проектов рассматривает способ достижения познавательной цели через детальное изучение проблемы (технологию), которая в итоге будет иметь реальный, практический, соответствующе оформленный результат.

По его мнению, это также совокупность приёмов, действий проектантов в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, которая имеет особое значение для всех участников процесса и должна быть выражена в виде определённого продукта.

Американские педагоги В. Килпатрик и Ф. Паркер сформулировали своё определение: проект – это акт практической деятельности, в основу которого положен целевой интерес ребенка, последовательное решение учениками жизненных ситуаций и проблем.

Таким образом, работа над проектом – это практика личностно ориентированного обучения в процессе конкретной работы ученика, на основе его свободного выбора, с учетом его интересов.

История возникновения

Первые упоминания о методе проектов возникли в Америке в 90-х годах ХХ века. Всё началось с педагогических идей и исследований Джона Дьюи (1859-1952 гг.). Ученый впервые ввёл в педагогический процесс термин «метод проектов», дал его чёткое формулирование, обосновал содержание.

Школьные проекты появились в США

Дж. Дьюи выделил основные концептуальные особенности проекта:

  • проектант самостоятельно принимает решения в повседневных вопросах через практическую деятельность;
  • участник проекта развивает творческие способности благодаря коллективной деятельности;
  • каждый участник имеет личную заинтересованность в результате работы.

В 1905 году группой русских учёных под руководством С. Шацкого было проведено исследование активного внедрения в педагогический процесс проектных технологий. Немного позже, в конце 30-х годов, эту методику признали «непедагогичной».

В Советском Союзе проектная деятельность не бралась во внимание во время учебного процесса, но иногда использовалась во внеклассной работе, либо в виде ученических рефератов. Таким образом, метод проектов имеет довольно долгую историю и большое количество наработок как русских, так и иностранных учёных

Проекты в школе. Начальные классы, 1 — 4 классы — Совместный проект «Огород на окне — овощи на столе» в подготовительной группе и 1 классе

Публикация «Совместный проект «Огород на окне — овощи на столе» в…»
Выступление по проектной деятельности. Проект « Огород на окне-овощи на столе» 1 слайд. Здравствуйте,дорогие гости. Мы, учитель 1-го класса Счеснюк Наталья Валентиновна и я, воспитатель дошкольной группы Демидова Ольга Александровна, представляем вашему вниманию проект « Огород…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Ученический проект по окружающему миру в 4 классе «Удивительное рядом. Как появляется радуга»
VII районная научно-практическая конференция обучающихся «Первые шаги в науку» _ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колыванская средняя общеобразовательная школа №1» Научный дебют (начальные классы) «Удивительное рядом. Как появляется радуга» Автор проекта:…

Творческий проект. Математическая сказка «Приключения щенка Кефирчика». 3 класс
Творческий проект. математическая сказка «Приключения щенка Кефирчика». 3 класс Елена Алёшина Тип проекта: индивидуальный, краткосрочный, творческий. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов: активизировать интерес к изучению математики, расширить…

Проект по окружающему миру в начальной школе «Мой класс и моя школа»
Цель проекта: мотивация учащихся для выполнения проекта; формирование понятий необходимых для организации успешной интересной учебы; развитие познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса к изучению…

Проекты в школе. Начальные классы, 1 — 4 классы — Проект в 1 классе «Живая азбука»

Статья «Проект в 1 классе «Живая…»
Проект рассчитан на три недели, проводится в 1 классе в конце периода обучения грамоте (март. Все этапы проекта логически связаны между собой – от изучения отдельных букв до чтения книг. Цель проекта: — подведение итогов работы по Азбуке. Задачи: — развитие познавательной…

Проект по русскому языку «Зимняя страничка». 4 класс
Бюджетное общеобразовательное учреждение «Дубровская основная общеобразовательная школа» Проект по русскому языку «Зимняя страничка» Выполнила ученица 4 класса Головина Валерия Руководитель: Новикова Наталья Владимировна Учитель- логопед 2019г. Цель: составить свой словарь…

Творческий коллективный проект во 2 классе «Сохраним память в камне»
СОХРАНЯЯ ПАМЯТЬ В КАМНЕ… (творческий коллективный проект) (авторы: Каримова Арина, Шкитов Леонид, обучающиеся 2 класса) Введение У каждого человека есть Родина и каждый любит то место, где он родился и живёт. Любит родные просторы горы, поля, леса. Какая притягательная сила…

Проектная деятельность учащихся 2 класса по созданию социальной рекламы «Правила использования мобильных телефонов в школе»
татья воспитателя ГПД ГБОУ НОШ №300 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга по теме: «Проектная деятельность учащихся 2 класса по созданию социальной рекламы: Правила использования мобильных телефонов в школе». Внеурочная деятельность учащихся. Цель проекта: Создать условия для…

Проекты в школе. Начальные классы, 1 — 4 классы — перейти на главную страницу рубрики.

Страницы:
4 …

Получаемые навыки

Готовая научно-исследовательская работа в начальной школе представляется автором перед одноклассниками. Ребята учатся анализировать деятельность других школьников, задавать вопросы, отвечать на них

Опыт творческого мышления, проведенные опыты и эксперименты, обеспечивают глубокое понимание важности рассматриваемой работы, повышают у младших школьников интерес к научной работе

Исследовательская работа ученика начальной школы является прогрессивной формой образовательного процесса в современной школе. Тот богатый опыты, который в процессе совместной деятельности с родителями и педагогами получают дети, дает им реальную возможность проявления своих творческих и интеллектуальных способностей.

Подборка примерных тем

Для школьников они делятся прежде всего по предметам.

Биология

Как отличить свежее яйцо от испорченного

Опыты с куриным яйцом:

  1. Как отличить свежее яйцо от несвежего с помощью воды.
  2. Исследовать прочность скорлупы яйца, сравнить сырое и вареное.
  3. Найти способы упростить процесс очистки вареного яйца.
  4. Найти оптимальное время для варки куриного яйца всмятку и вкрутую.

Что любит есть твой питомец

Опыты с домашними животными:

  1. Исследовать, сколько времени и сил надо затратить для обучения щенка одному навыку.
  2. Составить пособие по выработке навыков у щенков.
  3. Изучить, какие продукты любят есть домашние животные.
  4. Правда ли кошки являются ночными животными.
  5. Вычислить, какое время в течении суток хомяк находится в активном движении.

Общие:

  1. Зачем человек дышит и на какое время может задержать дыхание.
  2. Зачем человек пьет и сколько может без воды, не чувствуя сильного дискомфорта.
  3. Зачем человеку нужны слезы.
  4. В каких ситуациях человек плачет.
  5. Почему человеку нужно пить пресную воду.
  6. Почему пожилые люди быстрее устают.

  7. Почему люди смеются, когда их щекочут.
  8. Почему маленькие дети не могут говорить.
  9. Почему люди смеются, когда их щекочут.
  10. Есть ли люди, которые не боятся щекотки.
  11. Что такое болевой порог.
  12. Зачем человеку нужна боль.
  13. Нужно ли извиняться.

Экология

  1. В чем опасность от обычного мусора для планеты.
  2. Как убедить людей перестать мусорить.
  3. Зачем нужно беречь питьевую воду.
  4. Какие животные уже исчезли с лица планеты.
  5. Как спасти вымирающих животных.
  6. Как защитить вымирающие растения и почему они стали такими.

Игрушки

  • Какие куклы больше нравятся девочкам – барби или пупсы
  • Зачем мальчикам нужны разные модели машинок
  • Опасны ли игры в войну
  • Чему учат игры с оружием
  • Есть ли польза в компьютерных играх
  • Как правильно проводить время за компьютером
  • Какая одежда нравится больше: модная и неудобная или удобная и повседневная
  • Нужна ли смешная, но модная одежда
  • Почему некоторые игрушки ставятся модными для всех

В средних и старших классах на первое место выходят темы литературные и узконаучные.

Литература

  1. Проследить общие мотивы в сюжетах мировых сказок.
  2. Составить образ положительного героя из сказок.
  3. Составить образ положительной героини из сказок.
  4. Составить образ отрицательного персонажа из сказок.
  5. Найти и объяснить непонятные слова из творчества для детей А.С. Пушкина.
  6. Найти и объяснить непонятные слова из народных русских сказок.Сравнить образы в советcких мультиках и иностранные источники (Винни Пух, Карлсон).
  7. Рекламные слоганы – юмор и эффективность.
  8. Что было бы, если бы герои известных книг попали в современный мир.
  9. Чему учат классические романы.

Общие

  • Нужны ли оценки в школе

  • Как влияют двойки на самооценку учеников
  • Что будет, если отменить систему оценок
  • Образ учителя в царской России, в Советском Союзе и сегодня
  • Возможно ли живого учителя заменить роботом
  • Какое количество учеников в классе оптимально для проведения успешного урока
  • Какой вред для класса от одного нарушителя дисциплины
  • Нужно ли завтракать по утрам
  • Как девушки и юноши относятся сегодня к браку
  • Какой процент и куда собирается поступать после школы
  • Как строить общение с противоположным полом
  • Почему девочки чаще обижаются
  • Почему мальчики такие грубияны
  • Почему девочки и мальчики смеются над разными вещами

Узконаучные предметы вроде физики и химии предполагают проведение экспериментов в лабораторных условиях под контролем преподавателей.

  • Зачем нужен электрический ток
  • Правила безопасности при использование электрических предметов
  • Зачем нужно выключать бытовые предметы из сети, когда покидаете дом
  • Как работают холодильник/телевизор/телефон/ и прочее

Обязательно должны быть темы по безопасности:

Правила поведения на воде/в лесу/на улице/в общественном месте и их важность.
Правила оказания первой помощи при порезе/ударе током/отравлении/солнечном ударе/ушибе/переломе/растяжении/ожоге.

Когда надо звонить в скорую помощь/пожарную/милицию и что говорить

Алгоритм звонка в скорую помощь/пожарную/ милицию.
Как вести себя с агрессивной собакой/бродячей собакой
Как избежать ограбления/нападения
Где лучше хранить деньги/мобильный телефон
Можно ли пользоваться телефоном во время движения по улице, в чем опасность

Итак, только в охвате всех сфер жизни от образования до повседневной психологии можно создать грамотную атмосферу для пробуждения интереса школьников и студентов к исследовательской работе.

Темы должны даваться ученикам, исходя из их уровня, интересов и возможностей.

Что такое индивидуальный проект

По форме проведения проекты бывают индивидуальные и групповые. Вид каждого зависит от количества его участников.

Особенность индивидуального проекта заключается в том, что работа полностью выполняется одним участником в соответствии с его знаниями, желаниями, потребностями, творческим видением. Ученик свободен в выборе основных принципов и методов решения поставленной проблемы.

Ребёнок использует индивидуальные тип и стиль работы, активно формируются навыки самообучения, способности к самостоятельной исследовательской работе, а также ответственность, поскольку выполнения проекта зависит исключительно от одного ученика.

Ученик приобретает опыт выполнения всех этапов проекта – от рождения замысла до конечной рефлексии. Знания, полученные в этих условиях, отличаются большей обоснованностью, их положение лучше аргументированы.

Принципиальное отличие индивидуального образовательного проекта – это свобода. Проектанту предоставляется возможность самостоятельно заниматься проблемой, которая заинтересовала его, поэтому он пытается справиться с трудностями, возникающими в процессе работы над проектом.

Важным является тот факт, что из индивидуальных проектов начинается знакомство с методом проектов в классе: на одном из уроков в начале года ученикам необходимо рассказать о методе проектов, о том, что такое проект, какие существуют виды проектов, каким образом возможно представить результат работы над проектом, и предоставить возможность сделать творческий проект.

10 — бонус на зимние каникулы: Какой бывает снег

Возраст: от 6–7 лет.

Продолжительность: 1–2 недели.

Нам понадобится: лупа, носовой платок, бинт, емкости.

Эксперимент. Лето промчится — вернется снежная уральская зима, и ведь нам снова понадобятся темы для проектов! Предлагаем исследовать: как образуется снег, почему он скрипит, испаряется ли он, какой формы бывают снежинки, можно ли считать снег чистым (и есть его).

Ловите снежинки на варежку и рассматривайте их, отмечайте правильную кристаллическую форму. Ходите по снегу и прислушивайтесь к хрусту-скрипу в морозную погоду и в оттепель — сделайте вывод, что снег скрипит в мороз, скрип издают ломающиеся кристаллики. Пусть ребенок подует на холодный металлический предмет (в выдыхаемом воздухе есть вода в состоянии пара) — предмет начнет покрываться инеем, слой инея будет становиться все толще, все пушистее. Затем проведите варежкой по инею — он посыплется вниз. Точно так же крохотные капельки воды кристаллизуются высоко в небе, превращаясь в правильные снежинки и оседают на землю. Последите за тем, как образуются узоры на стекле, как царапинки на поверхности и потоки воздуха помогают создавать узор из инея.

Повесьте на морозный воздух мокрый носовой платок. Сначала он замерзнет, но через несколько дней полностью высохнет. Это означает, что снег и лед тоже умеют испаряться, и круговорот воды в природе не прекращается зимой. Занесите стакан со снегом в тепло, посмотрите, как быстро снег растает. Оцените прозрачность талой воды — скорее всего, она будет мутной. Сложите бинт в несколько раз, профильтруйте снег — скорее всего, на марлевом фильтре останутся грязные следы. Это говорит о том, что снег успевает вобрать в себя частицы копоти, пока летит на землю, а потом повторно загрязняется на земле.

Исследовательские проекты дают новые знания, развивают наблюдательность, дисциплину и волю. Записывайте исходные данные, промежуточные и итоговые результаты, фотографируйте процесс, — и вы сможете не только интересно провести время, но и написать учебную работу, чтобы поделиться своим опытом с другими детьми и поучаствовать в конкурсе!

Летние открытия для детей

Задача родителей — сделать так, чтобы такие короткие и такие долгожданные летние месяцы не стали чередой унылых дней перед телевизором или компьютером, а принесли детям новые знания, удивительные открытия и волшебные воспоминания. Как же сделать летние каникулы насыщенными и полезными?

Темы исследовательских проектов про цветы

Внимание! Мы также предлагаем скачать для детей игровой тест:Угадай цветочек по картинке. Темы исследовательских работ младших школьников о цветах

Темы исследовательских работ младших школьников о цветах

Лекарственные растения

Темы исследовательских проектов начальных классов о лекарственных растениях:
Бабушкина аптека
Крапива. Что я знаю о ней?
Лекарства- сорняки
Лечат ли комнатные растения простуду?
Нежность ромашки — для души и тела.
Отчего крапива жжется?
Польза алоэ
Я не степью хожу, я хожу по аптеке…

Грибы

Грибное лукошко
Его величество боровик
О чём говорят нам названия грибов?
Плесень — это тоже гриб!
Ты, лисичка, рыжий гриб!
Удивительное царство грибов.
Удивительная находка
Угадай-ка грибок!
Что за гриб на тонкой ножке?

Рыбы

Темы исследовательских работ начальной школы о рыбах:
Аквариум и его обитатели
Аквариумные рыбки — какие они?
Ловись, рыбка, большая и маленькая…
Мой аквариум
Мы создали аквадом, веселятся рыбки в нем.
Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме.
Наблюдение за рыбками-попугаями.
Обитатели водоёмов
Обитатели пресных водоемов.
Почему у камбалы глаза на одной стороне.
Рыбы наших вод
Хищнее щуки рыбы нет…
Что случилось с кетой?

Как делать запасы полезного иван-чая на зиму

Возраст: от 5–6 лет.

Продолжительность: 2–4 дня на одну порцию листьев.

Нам понадобится: листья иван-чая (кипрея узколистного), чистые тканевые салфетки, мясорубка (не обязательно), духовка, чистые емкости.

Эксперимент. Иван-чай запасали и пили наши предки, зная о его оздоровительной силе. Сегодня мы можем купить сборы с иван-чаем в магазине или аптеке, а можем собрать сами! Но секрет иван-чая заключается в правильной ферментации, просто так сушить и заваривать его нет смысла. Предлагаем провести сравнительное исследование: немного иван-чая насушить просто так, а большую часть — ферментировать. Потом заварить оба варианта и сравнить напитки — по насыщенности, цвету, аромату и, может быть, даже по действию на организм.

Иван-чай цветет почти все лето, именно в пору цветения его листья набирают полную силу. В интернете много хороших руководств по ферментации листьев кипрея, они расскажут и о полезных свойствах растения, а еще — о том, что происходит в процессе ферментации. Все это можно рассказать ребенку в процессе работы над запасами иван-чая.

Цель поискового метода в начальной школе

Научно-исследовательская работа в начальной школе направлена на формирование у школьников первичных навыков проведения экспериментов и опытов, овладение ими приемов адаптации в социальной жизни. Физиологические особенности данного возраста подтверждают биологическую потребность детей семи-восьми лет к познанию, получению нового жизненного опыта.

Интересные исследовательские работы в начальной школе помогают зародить в ребятах желание стать настоящими учеными. Жажда получения новых впечатлений должна быть использована педагогом.

Темы научно-исследовательских работ в начальной школе часто связаны с изучением живой природы, семейных ценностей. Они должны побуждать начинающего исследователя к активным действиям, желанию понять тот материал, который он выбрал для своей работы.

Темы исследовательских работ для начальной школы

Темы исследовательских работ и проектов для начальной школы общей тематики:

Я и моя семья

Темы исследовательских работ для начальных классов о семье:
Влияние компьютера на детей.
Волшебство красок
Война и наша семья
Генеалогическое дерево моей семьи.
Из истории детских обязанностей.
Имя в жизни человека
Моя родословная
Лента времени моей семьи.
Награда в нашем доме
Праздники нашей семьи.
Письмо моей бабушки внуку.
Семейные традиции
Семейные реликвии
Спортивная жизнь моей семьи.
Наш дом. Наш двор.

Темы исследовательских работ о природе

Темы исследовательских проектов для начальной школы о природе:
А у нас ананас!
«Белая береза под моим окном»
Береза моя, березонька!
Вечнозелёная красавица леса.
Жизнь леса
Кто красит листья в зеленый цвет?
Лес — наш друг
Мой райский сад
Мой любимый фрукт апельсин.
Новогодняя красавица
Отчего осенью листья меняют цвет?
О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю.
Полезные свойства калины.
Портрет яблони
Почему в яблоке не прорастают семена?
Путешествие косточки
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Почему у елки колкие иголки?
Русская берёзка
Что мы знаем о древесной коре?
Что такое береста?
Что такое листопад?
Этот мексиканский незнакомец – авокадо.
Яблоня и яблоко
Янтарь — волшебные слезы деревьев.
Я садовником родился.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector