Какими бывают стили воспитания детей?
Содержание:
- Принципы семейного воспитания
- Воспитание дошкольников
- Авторитарный Стиль
- Либеральный стиль
- Стили семейного воспитания и их характеристика по типу «материнского» отношения к ребенку:
- Воспитанность
- Гиперопека
- Стили семейного воспитания и их характеристика
- Материнское отношение
- Типология Джеймса Майкла Болдуина
- ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- Стиль Снисходительно-Разрешающий
Принципы семейного воспитания
К принципам семейного воспитания, обуславливающим благополучное развитие ребенка, относится:
- гуманность (с детьми легко, когда им рады, а не наоборот);
- открытость и доверительность отношений;
- последовательность требований;
- благоприятный социально-психологический климат в семье;
- включенность детей в семейный быт;
- помощь и поддержка ребенка в любой ситуации.
Соответственно, хорошими для воспитания условиями считается:
эмоционально положительные взаимоотношения супругов; любовь и уважение членов семьи; внимание и дисциплина; совместное времяпрепровождение; телесный контакт с детьми (объятия, поглаживания)
Воспитание дошкольников
В возрасте от 3 до 6 лет малыши, как правило, посещают ДОУ. В развитии и воспитании детей в этом случае начинают принимать активное участие педагоги. Самой яркой особенностью данного процесса становится игровой момент, с помощью которого дошкольники познают окружающий мир. Дети заняты игрой большую часть времени. При этом они порой начинают искренне верить в реальность воображаемых событий и объектов. Игра для ребенка это вовсе не развлечение. Это работа, позволяющая малышу научиться общению с коллективом, осмыслить услышанное и увиденное, а также изучить свойства вещей. В этот период вводится и экологическое воспитание детей. Бережное отношение к природе и животным позволит вырастить высоконравственного человека.
Особенности методов воспитания детей в ДОУ в настоящее время начинают активно пересматриваться. Появляются авторские разработки, направленные на развитие, обучение и формирование личности маленького человека.
При выборе программы развития для ребенка следует учесть его увлечения и склонности. Процесс воспитания, который осуществляется талантливым педагогом, всегда включает в себя несколько компонентов. В конечном итоге разносторонне развитая личность обладает большими шансами на успех в жизни.
Родители не должны перекладывать воспитание ребенка на плечи педагогов ДОУ. Ведь возможности этих работников не беспредельны. Основное воспитание маленького человека все-таки должно проводиться дома.
Авторитарный Стиль
По Дерибасовской идѐт еврейская мама и ведѐт за руки двух мальчиков.
Их встречает знакомая:
— Здравствуйте, Сара Абрамовна. Какие милые крошки! И сколько им лет?
— Гинекологу шесть, а юристу четыре:)
Родители с авторитарным стилем воспитания, контролируют детей во всем! С малого возраста всячески «помогают» : нарисовать, слепить, сделать домашнее задание… Этим, они учат ребенка, что не доверяют и подвергают сомнению его способность справиться с заданием. Ребенок же постоянно ощущает себя виноватым, беспомощным, понимая что никогда не дотянется до планки, которую поставили ему его родители.
Авторитарные родители редко интересуются мнением своего ребенка и игнорируют его слабые попытки высказать свое несогласие. Они решают в какие кружки пойдут их дети и кем они станут когда вырастут. Я помню беседу с родителями и их ребенком, где 9-летняя девочка, внушительных размеров просила отдать ее вместо балета, на кружок рисования. Но родители были непреклонны в своем решении и даже не попытались понять, как чувствует себя их дочь рядом с худенькими и гибкими сверстницами.
Обычно свой протест дети выражают не словами, наоборот могут поддакивать, постоянное желание радовать родителей из страха что родитель разозлится или будет огорчен. Имея сложности в коммуникативных навыках (ведь коммуникации ребенок обучается в своей семье) они не способны задавать вопросы, и живут в постоянном страхе из за собственных фантазий: как то в присутствии родителей, девочка поделилась, что боится смерти отца (отец должен был пойти на резервистские сборы). Дальнейшая встреча была посвящена тому, что отец рассказал в подробностях, чем именно он там занимается. Девочка, поняв, что отец не подвергается опасности, успокоилась.
К сожалению, родители, приверженцы авторитарного стиля, сами не имеют нормальных коммуникативных навыков, им сложно общаться со своими детьми . В беседе с другой семьей , мальчик 7 лет открыто высказал то, что ему мешает: что ему сложно с таким кол-вом кружков, что он не хочет идти в лучшую группу по математике , потому что боится еще большего кол-ва уроков…Родители молча выслушали ребенка, и в конце удивленно прокомментировали ,что даже не знали что он умеет «ТАК» разговаривать. Была назначена еще встреча, на которую они не пришли, объяснив, что «такой вид терапии» им не подходит.
Ребенок, чьи родители используют авторитарный стиль воспитания, в основном не умеет выражать свой протест словами , и выражает психосоматикой – часто болеют . Конечно заболевание происходит неосознанно …Но в беседах с таким «болезненным ребенком», на вопрос «Любят ли тебя родители?», ребенок отвечает, что любят только тогда, когда…. он заболевает : мама приносит горячий чай, обнимает, папа проверяет часто лобик и т.д. Также протест против многочисленных запретов ,может проявляться как энкопрез (недержание кала)
В таких случаях (а они нередки) очень важно обратиться именно к семейному психотерапевту, чтобы помочь ребенку начать выражать свои истинные чувства в кругу близких ему людей.
В более старшем возрасте, ребенок, который не имеет возможности контролировать и принимать решения в какой либо области , начинает контролировать собственное тело – доводит себя до анорексии, режет острыми предметами или употребляет наркотики.У детей, чьи родители используют авторитарный стиль воспитания — низкая самооценка, могут быть проблемы с поведением. Успеваемость хорошая, но намного ниже чем у детей с авторитетным стилем воспитания. Парадокс состоит в том, что несмотря на повышенный контроль родителей, ребенок не имеющий с ними эмоциональной близости , в лучшем случае будет середнячком, но никогда не отличником!
Либеральный стиль
В этом стиле, в отличие от предыдущего, присутствует другая крайность – полная свобода действий для ребенка. Малыш вправе делать все, что ему заблагорассудится. Никаких ограничений и правил! Никакого страха наказания за неправильный поступок! Ребенок сам решает, что такое хорошо, а что – плохо. По сути, родители просто не обращают внимания на ребенка, так как считают, что тем самым они ограничивают его свободу.
Из преимуществ подобного стиля воспитания можно назвать следующие:
- с самых ранних лет ребенку дается понять, что именно он, а не папа с мамой, отвечает за все свои поступки;
- ребенок в этом случае свободен, «как птица в полете»: никто не заставляет его выполнять различные домашние дела или уроки, никто не отчитывает и не понукает и, разумеется, не наказывает. Красота!
Но отсюда вытекают и недостатки такого воспитания:
- часто ребенок не понимает, как ему себя вести в обществе, и потому нарушает все мыслимые законы и приличия;
- сталкиваясь с какими-то жесткими правилами или чьим-то сопротивлением, такие дети обычно теряются и впадают в нерешительность или панику;
- зачастую «либеральный» ребенок, не знающий и не понимающий элементарных правил поведения, попадает из-за этого в неприятные и даже опасные ситуации;
- такие дети обычно плохо учатся, так как за ними нет контроля со стороны родителей;
- не получая родительского внимания и любви, «либеральные» дети часто устраивает спонтанные бунты, бывает агрессивны и жестоки;
- неуверенность в своих силах, невозможность выбрать профессию, трудности в создании семьи, неспособность соблюдать законы – типичные житейские трудности таких детей, когда они становятся взрослыми.
Гиперопекающий стиль
Что такое родительская гиперопека – понятно без дополнительных разъяснений. Такой стиль воспитания чем-то похож на авторитарный, но вместе с тем он во многом от него отличается. Родители-«гиперопекуны» не наказывают своего ребенка, не третируют его. Наоборот, они всячески стараются оградить свое чадо от житейских трудностей, стараясь все делать за него. Разумеется, в таком стиле воспитания есть некоторые преимущества:
- ребенок бывает обычно спокойным, не суется ни в какие авантюры, не лазает по заборам, не дерется, вообще ничего не делает лишнего, всего опасается и сторонится;
- маме и папе очень легко контролировать ребенка, он никогда не доставляет им «головной боли», всегда их слушается.
Из недостатков данного стиля следует выделить:
- обычно ребенок растет не уверенным в себе, тревожным и мнительным;
- он несамостоятелен, ленив и пассивен;
- нарушив родительский наказ, он впадает в растерянность, панику и чрезмерное раскаяние;
- он опасается окружающего мира и людей, а потому не в состоянии завести семью, устроиться на хорошую работу и вообще принять самостоятельное решение в чем бы то ни было. Во всех случаях ему хочется «посоветоваться с мамой», а если мамы нет, то он просто «плывет по течению».
Авторитетный (он же демократический) стиль
Такой стиль принято считать наиболее оптимальным и правильным. В самом деле: при этом стиле родители доброжелательны к детям, а дети – к родителям. Здесь все друг друга слышат, любят и понимают. Детское творчество, самостоятельность и ответственность всегда поощряются. Преимущества данного стиля воспитания можно продолжить:
- ребенок в такой семье всегда ощущает поддержку, заботу, родительскую любовь;
- он понимает, что такое самостоятельность и ответственность;
- у него всегда есть право выбирать;
- малыш знает, что родители всегда ему помогут и подскажут;
- ребенок понимает, как себя вести в обществе, он с уважением относится к другим людям;
- он не боится принимать самостоятельные решения и не опасается ошибиться, так как знает, что никто его за это не накажет;
- в результате ребенок вырастает уверенным в себе, в своих силах и возможностях.
Есть ли здесь какие-то минусы? Считается, что есть. При демократическом стиле воспитания от родителей требуется много любви, терпения, уважения к ребенку и самим себе, мудрости. Хотя – какой же это минус? Это, если вдуматься, тот же плюс. Множество плюсов.
Конечно, это трудно. Такой стиль воспитания, пожалуй, наиболее сложен из всех перечисленных. Но, вместе с тем, и наиболее перспективен и правилен. Как говорится, мамам и папам на заметку.
Стили семейного воспитания и их характеристика по типу «материнского» отношения к ребенку:
Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу
Мать требует от подростка постоянного внимания к себе, заботы. Мать постоянно вмешивается в личную жизнь сына, ограничивает контакты со сверстниками и сверстницами, стремиться быть в курсе его личной и интимной жизни. От матери часто можно услышать недовольство по поводу того, что сын стремится отдалиться от неё, избегает общения. В менее грубой форме подростку присваивается роль «главы семьи».
Гиперопека и симбиоз
У матери наблюдается стойкое желание удержать, привязать ребёнка к себе, ограничить его самостоятельность из-за страха возможного несчастья с ребёнком в будущем. В психологии подобное отношение называется комплексом «умной Эльзы». Мать преуменьшает реальные возможности и способности ребенка, что приводит к ограничением и максимальному контролю, желанию сделать всё за ребенка, чтобы оградить его от мнимых несчастий в будущем.
Воспитательный контроль посредством лишения любви
Характеризуется подобный стиль воспитания в демонстрации ребёнку или подростку отношения «Что он не нужен такой, мама его не любит таким» при любом нежелательном поведении, непослушании, недостаточную, по мнению родителей, школьную успеваемость, навыки и достижения.
Свое недовольство родители как правило прямо не выражают, не проговаривают, не пытаются объяснить ребенку, почему он сделал что-то не так. Родители просто перестают разговаривать с ребёнком, игнорируют, говорят о нем в третьем лице.
У гипертимных подростков подобное отношение к нему родителей порождает бессильное чувство гнева и ярости, вспышки агрессии. Подросток подобным поведением хочет доказать свое существование, внедриться напролом в семейное «Мы». Родитель из-за чувства страха перед агрессией идет на мировую, либо путем ответной агрессии (оплевух, побоев) пытается преодолеть созданную им стену отчуждения.
Гипертимность — это стойкое приподнятое настроение, жизнерадостность, сопровождающееся личной и профессиональной активностью, повышенной социализацией.
У сензитивных детей или подростков подобное отношение родителей формирует глубокое чувство одиночества, собственной ненужности. Чтобы вернуть любовь родителей ребёнок вынужден ограничивать собственную индивидуальность, поступаться чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Таким образом родители добиваются послушания путем обесценивания личности ребенка.
Воспитательный контроль, путем вызывания чувства вины
На ребёнка, нарушившего запрет навешивается родителями ярлык «неблагодарный», «доставляющий любимой маме столько огорчений», «предавший родительскую любовь» и т.п. В будущем подросток под постоянным страхом оказаться виноватым перед неблагополучием родителей вынужден сковывать собственную самостоятельность и инициативу.
Стили семейного воспитания — книги 1.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. 2.Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992. 3.Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с. 4.Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 20075.Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
Воспитанность
Воспитанность – результат воспитания. Она проявляется внешне (выполнение норм и правил поведения) и внутренне (моральные установки и мотивы, нравственный выбор). Можно выделить два уровня воспитанности ребенка.
Высокий уровень
Большой запас нравственных знаний (отношение к себе, труду, другому человеку, обществу). Согласованность знаний с убеждениями и мотивами. Единство убеждений и действий. Единое личностное мировоззрение. Развитая сила воли, способность к целеполаганию. Доведение дела до конца, несмотря на трудности. Человек уверен в себе, преобладают положительные эмоции и чувства.
Низкий уровень
Неоднозначные представления о том, что нравственно, а что безнравственно. Личные мотивы расходятся с общественными нормами поведения. Нравственные знания и убеждения рассогласованные. Целеполагание «хромает»: цели нереальные или ситуативные, легко разрушаются при малейших трудностях. Человек тревожен и не уверен в себе, преобладают отрицательные эмоции и чувства.
Гиперопека
Гиперопекаемый тип воспитания характеризуется позицией взрослых “ребенок маленький, поэтому надо делать все вместо него”. Такое отношение к ребенку часто возникает в семьях, где малыша слишком долго ждали или беременность была трудной. Родители столько вложили в ожидание, что не могут позволить себе, чтобы с ребенком что-то случилось. Поэтому потакают всем капризам чада, сдувают пылинки с него.
- Инфантильность и капризность, когда ребенок привык, что все за него решается и преподносится;
- Безответственность: решения принимаются взрослыми, значит, ответственность на них;
- Неумению себя обслуживать: убирать, стирать, гладить;
- Неспособность к состраданию: ребенок привык к учету только его интересов, а не других;
- Неумение принимать альтернативу и слышать отказ.
Человеку, гиперопекаемому родителями, проблематично жить самостоятельно, строить отношения и свершать карьерные прорывы, так как навыком преодоления, целеустремленности, уверенности в себе нет.
- Прежде всего, понять, что ребенок – это личность, которая рано или поздно останется без вас. Задача взрослых – приложить максимум усилий, чтобы научить его справляться со своей жизнью самостоятельно.
- Распределите обязанности: каждый член семьи должен что-то делать по хозяйству, в том числе и ваше дитя. Это формирует ответственность и снимает вопрос об исключительности позиции ребенка в семье.
- Давайте возможность делать самостоятельно то, что можно по возрасту: застелить постель, собирать игрушки, делать уроки или сходить в магазин. Именно самостоятельные действия формируют уверенность в своих силах и стремление делать больше;
- Не контролируйте каждый шаг. Ребенок сам должен научиться составлять алгоритмы действий и отвечать за них.
Чрезмерная опека – это признак недостатка любви взрослого к самому себе. Мы неосознанно делаем для других то, чего нам не хватает. Задумайтесь и начните себя опекать: радовать, заниматься хобби, уехать в отпуск, сесть на диету, ходить в кино. Это позволит родителям жить интересно и не превратить ребенка в инфантила, с которым никто не захочет общаться.
Стили семейного воспитания и их характеристика
1. Авторитарный стиль. При авторитарном стиле воспитания все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновать свои требования, сопровождая их жестоким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Во взрослой жизни они становятся «большими детьми», которые не способны принимать собственных решений и которые прячутся от проблем за спину других людей. По отношению к подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, а отцы чаще твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности.
2. Демократический стиль. При демократическом стиле воспитания родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное ответственное социальное поведение.
3. Попустительский стиль. При попустительском стиле воспитания ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может способствовать вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
4. Хаотический стиль. Хаотический стиль — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания угнетается одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.
5. Опекающий стиль. Опекающий стиль — это стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним что-то может произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Материнское отношение
Особняком хочу рассмотреть влияние отношения матери к ребенку на его развитие. Научно доказано, что именно эта связь является первоосновой всего развития человека.
Первый тип
Такие матери легко и быстро приспосабливаются к потребностям ребенка. Их поведение поддерживающее и разрешающее. Матери этого типа не ставят конкретных целей, а ждут, пока ребенок сам созреет для чего-то.
Второй тип
Матери второго типа стараются сознательно приспособиться к потребностям ребенка, но не всегда успешно. Из-за этого поведение матери становится напряженным, а отношения с ребенком формальными. Такие матери чаще доминируют.
Третий тип
Матери ведут себя как матери только в силу долга, никаких чувств они не испытывают. Они жестко контролируют ребенка, проявляют холодность, очень категоричны и хладнокровны в вопросах приучения к чему-либо (не учитывают развитие конкретного ребенка).
Четвертый тип
Непоследовательные в своем поведении матери. Неадекватно относятся к возрасту и потребностям ребенка. Воспитательные методы и реакции на поведение ребенка противоречивы. Они плохо понимают своего ребенка.
Самым неблагополучным для ребенка является последний тип, он формирует тревожность и неуверенность ребенка. Первый же тип – самый благоприятный. Он воспитывает в ребенке ощущения контроля над собственной жизнью.
Типология Джеймса Майкла Болдуина
Стоит заметить, что многие практикующие психологи в своей работе часто использовали собственные типологии стилей воспитания. К примеру, Д.М. Болдуин выделял всего лишь два стиля, впрочем, не исключая и не опровергая работы своих коллег. Психолог описал следующие типы воспитания:
- демократический;
- контролирующий.
Первый тип подразумевает очень тесную связь между родителями и детьми на всех уровнях. Ребенок мягко направляется взрослыми и всегда может рассчитывать на их поддержку. При этом родители всегда включают свое чадо во все семейные дела, он является полноценным членом семьи, несущим свою долю ответственности и имеющим право на удовлетворение собственных потребностей.
Контролирующий тип характеризуется четкими ограничениями в поведении ребенка, причины которых ему всегда подробно объясняются. На этой почве между родителями и детьми не возникают конфликты, ведь все запреты введены на постоянной основе и понятны. Интересно, что понимание сути запретов поддерживает взаимопонимание между всеми членами семьи.
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Начальник, который пускает на самотёк рабочий процесс, рискует “заслужить” негативное отношение как коллектива, так и вышестоящего руководства.
Либеральный стиль управления, как правило, ассоциируется с халатным отношением руководителя к работе и вызывает негативные ассоциации. Для некоторых компаний, однако, либерально-попустительский стиль управления является оптимальным. Наиболее оправдан такой выбор стиля руководства при работе с коллективами людей творческих профессий: дизайнерами, иллюстраторами и так далее. В этом случае неусыпный контроль и жёсткие требования только мешают рабочему процессу. Руководитель-либерал редко выступает с предложениями, но и редко отказывает, если сотрудник проявляет инициативу, поэтому многие идеи и творческие планы смогут быть беспрепятственно воплощены в жизнь.
Для успешной работы в компании, чей начальник выбрал либеральный стиль управления, сотруднику необходимо обладать следующими профессиональными качествами:
- ответственность к поручениям,
- самостоятельность к принятию решений,
- ответственность и инициативность.
Все права и обязанности руководитель такого коллектива перекладывает на плечи сотрудников, максимально снимая с себя ответственность за рабочий процесс и его результаты, поэтому необходимо быть готовым взять её на себя.
В любой компании руководителю крайне важно понимать, что от эффективной коммуникации, завит абсолютно все сферы жизни. Корпоративные тренинги от тренинг-центра “Игрокс” помогут найти действенный инструменты к персоналу и создать прекрасные отношения внутри коллектива между сотрудниками. Руководитель, избравший либеральный стиль управления, также не станет помогать советом или как-либо ещё вмешиваться в рабочий процесс, поэтому сотрудникам придётся принимать самостоятельные решения, полагаясь только на свои профессиональные навыки и опыт
Руководитель-либерал также редко предлагает свежие идеи, поэтому, если сотрудник заинтересован в своём профессиональном развитии и росте компании, он будет вынужден проявлять инициативу, проявить терпение и настойчивость. Сам руководитель-либерал должен всегда иметь “запасной план” на тот случай, если он вовремя не придёт на помощь и коллектив самостоятельно не справится с поставленной задачей, в этом случае как руководитель он обязан продумать пути отступления и минимизировать потери компании
Руководитель, избравший либеральный стиль управления, также не станет помогать советом или как-либо ещё вмешиваться в рабочий процесс, поэтому сотрудникам придётся принимать самостоятельные решения, полагаясь только на свои профессиональные навыки и опыт. Руководитель-либерал также редко предлагает свежие идеи, поэтому, если сотрудник заинтересован в своём профессиональном развитии и росте компании, он будет вынужден проявлять инициативу, проявить терпение и настойчивость. Сам руководитель-либерал должен всегда иметь “запасной план” на тот случай, если он вовремя не придёт на помощь и коллектив самостоятельно не справится с поставленной задачей, в этом случае как руководитель он обязан продумать пути отступления и минимизировать потери компании.
Руководителя-либерала можно также сравнить с проводником, посредником между его начальством и подчиненными. Он ждёт указаний сверху, чтобы передать их коллективу, проявляя минимум личной инициативы. В связи с этим он должен не только хорошо понимать предъявленные требования, но и уметь донести их до подчиненных без потери смысла. Руководителю, избравшему либеральный стиль управления полезно также уметь не потерять лицо в общении с подчиненными, суметь организовать работу так, чтобы его не обвинили в бездействии.
Стиль Снисходительно-Разрешающий
В кабинете у доктора Фрейда.
— Доктор, мой сын — просто садист какой-то: пинает животных ногами, подставляет
подножки пожилым людям, отрывает у бабочек крылышки и смеется!
— А сколько ему лет?- 4 года.
— В таком случае, ничего страшного нет, это скоро пройдет,
и он вырастет добрым и вежливым человеком.
— Доктор, вы меня успокоили, большое вам спасибо.
— Не за что, фрау Гитлер …
Родители очень любят своих детей, прислушиваются к ним, всячески боятся оскорбить чувства ребенка, чтобы не дай бог не был травмирован. Вследствие этого, родителям сложно ставить рамки в воспитании . Парадокс состоит в том, что несмотря на любовь и заботу, ребенок чувствует себя плохо – он чувствует себя сильнее родителей, что никто не может ограничить его действия. Это говорит о том, что если ему будет угрожать опасность – придется решать все самому и он никогда не обратиться за помощью к родителям, которые в его понимании намного слабее чем он сам.
Часто, в семьях со снисходительно- разрешающем стилем воспитания, вседозволенность приводит к агрессии детей по отношению к своим родителям :Ко мне обратилась мама ребенка , рассказала что девочка обзывает, бьет ее. На встрече мать поняла, что ребенок ведет себя так, как ей позволяют себя вести
Когда на следующей встрече я спросила «изменилось ли что то?», девочка ответила, что все стало намного лучше и теперь наконец то она чувствует что мама начала обращать на нее внимание, что важна маме. Как сами понимаете, такие дети, получившие много любви и ласки, действительно имеют высокую самооценку, с другой стороны, не имея контроля со стороны родителей, имеют низкую успеваемость и проблемы с поведением.
Рамки важны не только в юном возрасте. Ведь ребенок, которого не научили уважать чувства и желания других людей, будет продолжать игнорировать потребности других на протяжении всей своей жизни: в армии, на работе, в отношениях.